Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ по спорам о предоставлении жилья военнослужащим за 2018 год

Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

1.    Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2.    Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8.

3.    Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4.    В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5.    Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6.    Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

10 февраля 2019 г.

Источник: http://povoshod.ru/news/85327/

Повторное получение квартиры военнослужащим – обеспечение жильём второй раз

Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

Учитывая то, что получение военнослужащим жилья от государства процесс довольно трудоёмкий, и может занимать не один год. Поэтому многие военные удивляются, узнав, что при соблюдении некоторых условий, имеется возможность получить от государства не одну квартиру, а две.

Чтобы было понятнее, необходимо рассмотреть варианты предоставления жилых помещений военнослужащим второй раз, кто имеет не это право, и каким образом это осуществляется на практике.

Какие бывают ситуации

Какого-то единого перечня тех, для кого существует возможность повторного получения квартиры, наверно, нет. Во многом данный вопрос зависит от сложившихся жизненных обстоятельств.

Поэтому говоря о получении квартиры второй раз, речь не может идти о каком-либо обогащении, а лишь о путях выхода их сложившейся жизненной ситуации:

Кто имеет возможность претендовать

  • Во-первых, учитывая сложившуюся ситуацию, в результате которой военнослужащим не намерено было отчуждено уже полученного от государства жилье, он может повторно получить второе, но только в случае признания его нуждающимся в жилье.

В данной ситуации ключевым словом является «не намерено». Подтверждается это, как правило, через суд, так как жилищные комиссии обычно отказываются повторно ставить военнослужащего на учёт.

Мотивируют это тем, что по действующему законодательству, они обеспечиваются жильём один раз на весь период прохождения ими службы.

При этом не намеренность указанных действий подтверждается подачей в суд искового заявления о разделе имущества и т.п. действий.

Кроме того, необходимо учесть, что постановка на учёт в качестве нуждающегося в жилье, после отчуждения уже имеющего недвижимого имущества, может быть произведена только по истечении 5 лет с момента отчуждения.

Однако, повторное получение жилья военнослужащим вполне возможно, если он вновь встанет на учёт. Обеспечение производиться в порядке общей очереди.

  • Во-вторых, повторное получение квартиры военнослужащим не ограничивается при реализации программы “военная ипотека«. В данном случае не имеет значение, получал ли военнослужащий квартиру от государства или нет.

Кроме того, участие в НИС не является поводом для исключения защитника Отечества из списков, нуждающихся в жилье очередников.

Поэтому офицеру стоит сначала дождаться предоставления квартиры в натуральном виде или обеспечения в виде ЕДВ (жилищная субсидия), а уже после оформлять военную ипотеку.

  • В-третьих, улучшение жилищных условий военными допускается реализовать благодаря Правительственной программе «военная ипотека». Но это право может быть реализовано им только после полного погашения ЦЖЗ по первому кредиту.

Участие в программе военная ипотека к обеспечению служебным жильём отношения не имеет, и наоборот. То есть, имея служебное жильё военнослужащий может участвовать в НИС, а будучи участником НИС может рассчитывать на получение служебной жилплощади.

Варианты повторного получения жилья военным

  • Предоставление жилых помещений военнослужащим второй раз по договору соцнайма, в собственность или в виде денежной субсидии на её приобретение может быть реализовано только после повторного включения офицера в списки нуждающихся в жилье.

Для того, что бы вновь встать на учёт необходимо, что бы прошло 5 лет после совершения им сделки повлёкшей отчуждение полученной от государства недвижимости.

Кроме того, по Жилищному законодательству лицо должно доказать то, что квартира была отчуждена не по его воле, а в силу обстоятельств.

Но, к сожалению, даже это не даёт гарантии повторного обеспечения недвижимостью. Так как судебная практика показывает, что решения принимают абсолютно разные, причём практически при одних и тех же обстоятельствах.

В случае отказа в удовлетворении заявления, судьи ссылаются на то, что военнослужащие обеспечиваются недвижимостью только один раз, причём на весь срок службы. Однако в данном случае необходимо различать действия, направленные на ухудшение жилищных условий, и поступки, приведшие к такому же результату.

То есть, суд должен учитывать намеренность и ненамеренность действия военнослужащего, и, отталкиваясь именно от его намерений принимать правильное решение.

В данном контексте надо понимать так, что если защитник Отечества совершается сделку, влекущую отчуждение уже полученной государственной жилой недвижимости (продажу, дарение и т.д.

) с целью повторного получения жилья от государства, это будет расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий.

Если же отчуждение произошло вследствие развода и раздела имущества по суду (при отсутствии брачного договора), с последующим оставлением квартиры супруге с несовершеннолетними, детьми, то это должно расцениваться как ненамеренное действие.

  • Более реальным вариантом является покупка второй квартиры по программе военная ипотека второй раз. При осуществлении права на получение квартиры по льготному кредитованию, не имеет значения, есть ли у офицера жилье или нет, а также-то в каком виде оно ему предоставлялось.

Кроме того, учитывая возможность участия в НИС без исключения из списков очередников, это даёт право дождаться положенной от государства жилплощади. При этом все время ожидания на личном счету офицера будет собираться необходимая ему сумма, для покупки второй квартиры.

  • Ещё одной не менее реальной возможностью считается оформление повторного льготного кредита. Законодательство это не запрещено. Кроме того, была создана специальная программа, позволяющая повторно использовать военную ипотеку в случае переезда или улучшения жилищных условий.

Для реализации своего права, офицеру потребуется продать уже приобретённую им квартиру. Для того, что бы это сделать с неё необходимо снять обременение. Однако проблема заключается в том, что обременение по закону снимается после полного погашения кредита.

Для этого офицеру понадобиться, задействовать личные сбережения, либо кредитные средства, выдаваемые на эти цели. Полученные в результате продажи жилья денежные средства пойдут на погашение кредита.

А оставшиеся деньги, которые будут выручены за счёт увеличения стоимости недвижимости, можно будет использовать, для того чтобы приобрести более просторную квартиру с использованием льготного кредитования.

  • Помимо этого в случае полного досрочного погашения ЦЖЗ, законодательством не запрещено повторное оформление военной ипотеки на покупку второй недвижимости больше площади.

Однако учитывая то, что средства на именном счёте НИС будут поступать только после полного погашения кредита, а при оформлении военной ипотеки срок кредита зависит от максимально возможного срока службы самого офицера. Срок второй военной ипотеки будет весьма ограничен, а значит и средства, предоставляемые по ней, будет значительно меньше, чем при получении первого займа.

Чтобы лучше понимать механизм участия в программе, рекомендуется скачать Федеральный закон о военной ипотеке в любой из правовых систем (Гарант, Консультант+) и изучить применением норм законодательства.

Важным моментом, про который не следует забывать, это возврат подоходного налога 13% при покупке первого жилья, военная ипотека подразумевает использование собственных средств военнослужащего. От этой суммы, документально подтверждённой, и делается налоговый вычет.

Несмотря на некоторые трудности получения недвижимости второй раз, это может стать отличной возможностью, особенно для тех, кто оформляет для себя уже вторую квартиру.

Общий бал: 9Проало: 14

Источник: https://GosVoenIpoteka.ru/page/povtornoe-obespechenie-zhiljom-voennyh

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания

Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения происходит на основании его заявления с приложенными документами, и в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

Кто имеет право на получение жилого помещения от Министерства обороны РФ

Право на получение постоянного жилья имеют военнослужащие, признанные нуждающимися, и:

  • заключившие первый контракт до 1 января 1998 года, независимо от выслуги лет;
  • заключившие первый контракт после 1 января 1998 года и имеющие выслугу 20 лет и более в календарном исчислении.

Кто может быть признан нуждающимся в получении постоянного жилья?

Признание военнослужащего нуждающимся в постоянном жилье происходит на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, если:

  • военнослужащий и члены его семьи не имеют жилых помещений в собственности или на праве пользования;
  • военнослужащий и члены его семьи имеют жилые помещения в собственности или на праве пользования, однако уровень обеспеченности на одного человека меньше, чем учётная норма.

Уровень обеспеченности – это общая площадь жилого помещения, разделённая на количество членов семьи.

Учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, для признания граждан нуждающимися в получении жилого помещения.

Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления и составляет, как правило, 8 – 12 кв. метров на человека. Учётную норму нельзя путать с нормой предоставления, которая устанавливается статьёй 15.1.

Федерального закона «О статусе военнослужащих» (18 кв. метров на одного человека).
Пример

Военнослужащий А. проходит военную службу по контракту в городе Ростове-на-Дону и имеет двухкомнатную квартиру общей площадью 39 квадратных метров. Состав семьи – 4 человека, включая военнослужащего.
Соответственно, уровень обеспеченности составляет 39 : 4 = 9,75 кв. метров.

Учётная норма в Ростове-на-Дону установлена Решением Городской думы от 25 апреля 2006 года № 7 и составляет 10 кв. метров на одного человека.

Так как уровень обеспеченности меньше учётной нормы, решением ФГКУ «Югрегионжильё» военнослужащий А. и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилого помещения.

Однако, если бы общая площадь квартиры составила 41 кв. метр, то уровень обеспеченности 41 : 4 = 10,25 превысил бы учётную норму 10 кв. метров на одного человека, и тогда военнослужащего было бы отказано в признании нуждающимся в получении жилья.

Порядок признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

Порядок установлен Инструкцией о предоставлении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Инструкция утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280

В соответствии с Инструкцией для признания военнослужащих нуждающимися в жилье, они подают заявление в Региональное управление жилищного обеспечения или в их территориальные отделы (отделения). Заявление можно подать как лично, так и отправив по почте ценным письмом (бандеролью) с описью вложения.

Примечание: в Инструкции указано, что заявление и приложенные документы можно направить заказным письмом с описью вложения или бандеролью. Однако по Правилам Почты России, опись можно вложить только в ценное письмо (бандероль). Отсутствие описи вложения может привести к спорам о полноте приложенных документов, что затянет процесс признания нуждающимся.

Скачать бланк заявления можно в разделе документы.
Скачать бланк описи вложения можно в разделе документы.

Сведения о признании нуждающимися, Региональные управления направляют в Департамент жилищного обеспечения МО РФ, который ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Информация размещается в сети интернет на сайте МО РФ и доступна из личного кабинета. Для доступа в личный кабинет необходимо знать свой личный номер.

Дата принятия военнослужащих на учёт нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1  Инструкции.

Перечень документов, необходимых для признания военнослужащих нуждающимися:

  • копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей — граждан Российской Федерации (далее именуются — члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);
  • копии свидетельств о заключении (расторжении) брака — при состоянии в браке (расторжении брака);
  • выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;
  • копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.

Просмотреть и скачать бланк сведений можно в разделе документы.

В случае, если по результатам принятых военнослужащим мер, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Важно: информацию о прохождении и общей продолжительности военной службы военнослужащего, составе его семьи представляют Кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации (воинских частей).

Если военнослужащий представит справки самостоятельно, они не будут приняты во внимание.

Однако, разумно будет проявить инициативу, проверить подготовленные справки, и ускорить их отправку официальным письмом или нарочным.

Советуем почитать:
Признание военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения

(8 4,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://xn--f1aqem.xn--p1ai/?p=133

Жилье военнослужащим

Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

Государство оказывает военнослужащим и их семьям материальную поддержку. Одним из видов социальной защиты служащих в ВС РФ граждан является предоставление жилья. Вместо многолетнего ожидания в очереди офицер может оформить субсидию, ипотеку на жилплощадь или специальный сертификат.

Нормы жилья для военнослужащих

Вопрос предоставления жилья гражданам, которые несут службу в военных организациях, регулируется федеральным законом №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года. Военнослужащего поселяют в служебную квартиру на период исполнения обязанностей. Он вправе претендовать на получения в собственность жилья в городе, где проходит служба, или любом выбранном населенном пункте.

По закону на 1 человека выделяется определенное количество квадратных метров. Поэтому общая площадь жилья, которое полагается военному, зависит от количества членов семьи. В 2018 году жилищная норма составляет:

  • для одинокого человека – от 18 до 36 м2;
  • для семьи из 2 человек – от 36 до 45 м2;
  • для 3 проживающих – от 54 до 63 м2;
  • для 4 членов семьи – от 72 до 81 м2.

Такая норма используется для военнослужащих, которые не имеют права на дополнительные метры. Исходя из конструкции дома и его технических характеристик площадь могут увеличить на 9 м2. Некоторые военные получают право на расширение жилья на 15 – 25 м2. Такое преимущество доступно следующим категориям:

  • полковникам и военным высшего чина;
  • преподавателям военных вузов, которым присвоили звание;
  • ученым с воинским званием;
  • командирам военной части;
  • военнослужащим с государственными наградами РФ.

Инвалидам и гражданам с тяжелой формой хронического заболевания полагается увеличение стандартной жилищной нормы от 36 до 99 м2 в зависимости от количества членов семьи. Герой России вправе претендовать на дополнительные 20 м2 на 1 члена семьи.

Если военнослужащему полагается дополнительная площадь по нескольким критериям, он должен выбрать одно основание. Жилищная норма устанавливается местными органами власти, поэтому в разных регионах она отличается. В случае найма или владения квартирой, которая по площади меньше положенной величины, военного ставят на учет со статусом нуждающегося в жилплощади или улучшении жилищных условий.

Какому военнослужащему положена квартира

Главное условие для получения дома или квартиры – включение в список нуждающихся в жилье. В управление жилищного обеспечения обращаются такие категории военнослужащих:

  • назначенные на должность в военной организации после получения соответствующего образования и офицерского звания;
  • офицеры, которые подписали контракт о прохождении службы после 1 января 1998 года;
  • прапорщики, сержанты, старшины, солдаты, мичманы и матросы;
  • со стажем 20 лет и больше;
  • при наличии больше 10 лет выслуги в случае увольнения по состоянию здоровья, достижения установленного пенсионного возраста или в связи с сокращением.

Если у супруги военного есть квартира, которая не является совместно нажитым имуществом, он может претендовать на получение жилья. В комиссариат или управление жилобеспечения нужно подать документы, которые подтвердят отсутствие прав собственности военнослужащего на жилплощадь.

Способы реализации права

Правительством РФ разработаны программы, которые позволяют получить квартиру или дом за счет бюджетных денег. Для приобретения жилья пользуются 3 вариантами: оформление государственного сертификата, подача документов на субсидию или участие в накопительно-ипотечной системе.

Получение жилищного сертификата

Программа получения сертификатов на жилье начала действовать в 1998 году. Документ является именным и подтверждает право на материальную помощь для покупки квартиры. Свидетельство предоставляет возможность самостоятельно выбрать место расположения и вид жилья. Для получения жилищного сертификата военнослужащие должны подходить по таким параметрам:

  • при увольнении вследствие ухудшения здоровья или организационно-штатных мероприятий – наличие 10 и больше лет стажа на службе;
  • в случае ухода со службы связи с семейными обстоятельствами – 20 лет выслуги;
  • постановка на учет как нуждающегося в квартире или улучшении условий;
  • переезд из военного городка или служебного жилья.

Не имеют право получить свидетельство участники ипотечной программы и семьи с подходящей по норме жилплощадью. Сертификат предоставляет одинаковую долю в квартире каждому члену семьи. Сумма в документе зависит от рыночной стоимости 1 квадратного метра в регионе и коэффициента, который устанавливает Правительство РФ.

Выдачу таких документов контролируют органы власти. Для оформления жилищного сертификата происходит нужно дополнительно предоставить такие бумаги:

  • заявление;
  • копии паспортов военнослужащего и каждого члена семьи;
  • копию свидетельства о рождении (для несовершеннолетних детей);
  • копию свидетельства о заключении и расторжении брака;
  • справку о состоянии банковских счетов всей семьи за последние 5 лет;
  • выписка из домовой книги о зарегистрированных в жилом помещении гражданах;
  • копии документов, подтверждающие право приобретения недвижимости.

Дополнительно прилагается справка о постановке в очередь на получение жилье и согласие на исключение его из списка после оформления сертификата. Военнослужащий обращается в комиссариат с документами. Орган передает бумаги в муниципалитет. Если военный с семьей покидает служебную квартиру или закрытое поселение, прошение подается сразу в администрацию города.

Льготы на жилье военнослужащим

Гражданам, которые служат в ВС РФ, полагается субсидия на жилплощадь. Это целевая одноразовая выплата денег на покупку или строительство жилья. Для получения денег существуют такие условия:

  • контракт на службу заключен до 1 января 1998 года;
  • наличие выслуги 20 лет;
  • 10 лет стажа на военной службе в случае увольнения;
  • включение в список военных, которые нуждаются в улучшении условий жилья.

Размер субсидии зависит от нормы площади на 1 человека, стоимости 1 квадратного метра и поправочного коэффициента. Для военных, которые живут одни, минимальный размер помещения составляет 33 м2, для 2 человек – 42 м2. На каждого нового зарегистрированного жильца выделяется дополнительно 18 м2.

Сумма материальной помощи увеличивается за счет поправочного коэффициента. Его размер в зависимости от выслуги лет составляет:

  • 1,85 – за 10 – 16 лет службы;
  • 2,25 – за 16 – 20 лет трудовой деятельности;
  • 2,375 – до 21 года работы на воинской должности.

После 21 года выслуги за каждые дополнительные 12 месяцев на службе к коэффициенту прибавляется 0,075. Максимальный размер показателя – 2,75.

В территориальный орган жилобеспечения подается заявление о перечислении материальной помощи и договор о наличии счета в банке с реквизитами. В заявлении ставят подпись все члены семьи. За несовершеннолетних детей расписывается законный представитель.

Для получения информации из реестра соответствующий запрос направляется в Федеральную службу, которая занимается регистрацией прав на недвижимость.

В течение 10 рабочих дней сотрудники организации принимают решение о предоставлении льготы. Копию решения на протяжении 3 рабочих дней передают в финансовый и кадровый отдел ВС РФ.

Отделение жилобеспечения исключает военного со списка нуждающихся.

СПРАВКА! Во второй половине 2018 года 1 м2 жилья стоит 42 753 рубля. Цены отличаются в зависимости от выбранного региона для покупки помещения. Годовой платеж из бюджета в 2018 году составляет 268,5 тыс. рублей.

Условия ипотеки для военнослужащих

Ипотека предусматривает регулярные поступления на банковский счет военного определенной суммы. Она может использоваться для внесения первого взноса за квартиру. Главное требование – регистрация в накопительно-ипотечной системе (НИС). Дополнительные условия для оформления ипотеки следующие:

  • возраст участника от 22 до 45 лет;
  • завершение учебы в военном вузе или заключение контракта с 01.01.2005 года;
  • срок службы не меньше 3 лет;
  • подписанный контракт минимум на 5 лет;
  • наличие на счету денег для внесения 10 – 20% стоимости жилья.

Обращаться за ипотекой имеют право военные в запасе, которых уволили в связи с ликвидацией воинской части, семейными обстоятельствами или по состоянию здоровья. В последнем случае стаж работы не учитывается. Оформление заема происходит по такому алгоритму:

  • Подача командиру заявления на участие в системе.
  • Открытие накопительного счета после положительного ответа.
  • Обращение через 3 года в банк, который участвует в НИС, с намерением оформить ипотеку.
  • Уплата первоначального взноса за квартиру после одобрения заявления.

ВАЖНО! Последующие платежи проходят автоматически с бюджета на открытый банковский счет. Выделенная сумма не покрывает проценты за использование кредита.

Рядовые солдаты вправе подать документы на ипотечный кредит после заключения второго контракта на службу. Офицеры, получившие звание после 2005 года, участвуют в программе автоматически. Остальные военнослужащие должны подавать рапорт. После оформления ипотеки военный не может уйти со службы по собственному желанию, поскольку деньгу нужно возвращать.

Общая инструкция по обеспечению жильем

Процедура оформления бумаг на предоставление жилплощади несложная. Подача документом военными, которые проходят службу, и гражданами в отставке имеет некоторые отличия.

Постановка на учет нуждающихся в жилье военнослужащих

Первым шагом к получению квартиры является постановка в очередь для нуждающихся в жилье. Для этого нужно подать такие документы:

  • рапорт;
  • копию справки о банковском счете за 5 лет;
  • выписку из домовой книги о количестве зарегистрированных членов семьи;
  • справку о наличии стажа;
  • бумагу о наличии дополнительного жилья.

Представленные бумаги направляются в комиссариат по месту расположения квартиры. Учреждение ставит на учет заявителя и отправляет решение командиру части и местной администрации. Окончательный список военных, которые претендуют на получение квартиры, формирует муниципалитет. Для постановки на учет офицеров существуют следующие основания:

  • отсутствие жилплощади или наличие жилья площадью менее установленной нормы;
  • аренда квартиры по договору соцнайма, если хроническое заболевание члена семьи мешает совместному проживанию;
  • проживание в общежитии или на служебной квартире;
  • квартира не отвечает критериям, которые установлены для жилого помещения.

Решение о предоставлении статуса нуждающегося или отказе в регистрации принимают в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Если военнослужащий подал не все документы, его не занесут в реестр.

Командиру части отправляют уведомление с просьбой предъявить недостающие бумаги. В течение 3 рабочих дней начальник передает под роспись письмо заявителю. Недостающие справки нужно подать в течение месяца.

Если за 5 лет до подачи рапорта военнослужащий совершил действия, которые ухудшили жилищные условия, его не признают нуждающимся в жилье.

Как получить жилье военному пенсионеру

Гражданин, который вышел в отставку после достижения пенсионного возраста, подает документы на получение жилья в городскую администрацию. К письменному заявлению добавляют такие документы:

  • выписку о зарегистрированных членах семьи в квартире;
  • справку о составе семьи, которую берут из личного дела;
  • информацию о дате и месте призыва;
  • копию справки о банковском счете;
  • документы, которые подтверждают право владения жильем.

В случае выезда из закрытого города военнослужащий должен подать документы о выселении и сдаче предыдущей квартиры, паспорта членов семьи и справку о жилищных условиях в администрацию по выбранному месту проживания.

Все документы подшиваются в дело, которое создано при жилищном отделе соответствующего органа. После предъявления бумаг специальная комиссия при муниципалитете принимает решение о постановке на учет в течение месяца. Для уведомления пенсионера о включении его в очередь органам власти дается 3 месяца.

Если человек увольняется в связи с достижением пенсионного возраста, для получения квартиры необходимо подать рапорт командиру части за 3 года до даты увольнения. Главное требование – наличие 10 лет выслуги.

Начальник ходатайствует о постановке в очередь на жилье. Официальное обращение передается в жилищный отдел выбранного места жительства.

Если офицер уходит вследствие сокращения, просьба подается за год до увольнения.

Обеспечение военных жильем остается актуальным вопросом для России. Законодательство содержит нормы, которые гарантируют получение квартиры или дома. Для приобретения жилплощади военнослужащий может зарегистрироваться в накопительно-ипотечной системе, оформить документы на жилищный сертификат или субсидию. Для пенсионеров и военных на службе процедура подачи имеет свои нюансы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5c2d2b405c17e000a985c24c

Две квартиры в одни руки или повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания

Повторное обеспечение военнослужащего постоянным жильем

09 Окт 2012 22:47

В последнее время в правоприменительной практике федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, все чаще возникает вопрос: возможно ли повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания?Данный вопрос разрешается по-разному.

В одних случаях жилищными комиссиями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, принимается решение о повторном обеспечении военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания.

Основой таких решений является истечение пятилетнего срока со дня совершения военнослужащими действий, которыми они ухудшили свои жилищные условия.

В других же случаях жилищные комиссии отказывают военнослужащим в их повторном обеспечении жилыми помещениями, мотивируя это тем, что военнослужащие обеспечиваются жилым помещением для постоянного проживания один раз за весь период военной службы.

Автор настоящей статьи полагает, что в случае намеренного ухудшения жилищных условий повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания невозможно, поскольку действующим законодательством это не предусмотрено.В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Конституция Российской Федерации, с одной стороны, обязывая федеральные органы исполнительной власти создавать для этого условия, с другой – закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.Из содержания ст. 59 и п. “т” ст. 71 Конституции Российской Федерации следует, что военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в т.ч. при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.О специальном характере положений Федерального закона “О статусе военнослужащих”, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ (или федеральным законом) основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Порядок реализации права на жилище определен ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, а порядок обеспечения жилыми помещениями – руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.В частности, в Федеральной службе безопасности – Правилами организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590 (далее – Правила).Изложенные выше правовые акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (в частности, на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета. При получении жилого помещения по избранному месту жительства граждане и члены их семей обязаны представить документы о сдаче жилых помещений.В соответствии с требованием ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье ими должны быть представлены документы, предоставляющие право состоять на учете.Так, военнослужащим федеральной службы безопасности согласно п. п. 3, 36 Правил для постановки на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему необходимых документов и представить справку о сдаче жилого помещения.Военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии ухудшившие свои жилищные условия, например, путем расторжения брака, могут получить жилое помещение вновь (в т.ч. по месту прохождения военной службы) только в случае признания их нуждающимися. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять исчерпывающие меры к получению причитающейся им части жилой площади, в т.ч. в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положением ст. 72 ЖК РФ.Из анализа положений ст. ст. 15, 23 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления военнослужащим за счет федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.Предоставляя указанной категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Закон возлагает на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Так, военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая надзорную жалобу, поданную военнослужащим военной прокуратуры Лебедевым, указала, что Федеральный закон “О статусе военнослужащих” возлагает на Минобороны России обязанность по предоставлению военнослужащим жилья (в собственность бесплатно либо по договору социального найма) только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение (Определение военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2010 N 205-В10-17).

Из вышеизложенного следует, что если военнослужащий распорядился ранее полученным от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права на повторное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ, т.е. по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.Однако в случае если военнослужащий предпримет должные меры к выделению причитающейся ему доли из ранее полученной от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилой площади, и обмену либо разделу спорного жилого помещения, и сдаче его соответствующим квартирно-эксплуатационным органам, то у него может возникнуть право на повторное обеспечение жилым помещением.Из анализа судебной практики следует, что под должными мерами понимаются действия военнослужащего, направленные на:- выделение причитающейся ему доли;- принудительный обмен жилого помещения и его последующую сдачу.Так, военнослужащий Минобороны России в 2010 г. обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска с иском о разделе лицевого счета и принудительном разделе жилой площади (жилого помещения, предоставленного ранее военнослужащему по договору социального найма, и оставленного бывшей супруге), а также о понуждении к совершению принудительного обмена. Решением суда военнослужащему в удовлетворении иска отказано.

Согласно позиции Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации обращение военнослужащего в суд с иском о признании права пользования квартирой (Предоставленной военнослужащему для постоянного проживания федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и оставленной военнослужащим членам своей бывшей семьи при расторжении брака) и вселении в нее само по себе не является надлежащим принятием мер по выделению причитающейся военнослужащему части жилья (Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 24.06.2010 N 205-В10-17).

Военнослужащие, фактически освободившие ранее занимаемые жилые помещения и предпринявшие меры к получению причитающейся им части жилой площади в судебном порядке, обращаются в квартирно-эксплуатационные органы с целью получения справки о сдаче жилого помещения. Однако, как правило, получают отказ.Так, военнослужащий Минобороны России обратился в 2011 г.

в Хабаровский гарнизонный военный суд с исковым заявлением к ФГУ “Восточная квартирно-эксплуатационная часть района” Минобороны России, в котором просил обязать ответчика выдать справку о сдаче ранее предоставленного ему жилого помещения без его фактической сдачи.

Удовлетворяя его требования, суд указал, что военнослужащий предпринял должные меры к сдаче жилого помещения, а именно обратился в суд с целью выделения и обмена. Однако выделение и обмен признаны судом невозможными, поскольку отсутствуют варианты.

Учитывая, что выделение и размен невозможны, военнослужащий не может фактически сдать ранее предоставленное ему жилое помещение.

Таким образом, военнослужащий, не сдавший в установленном порядке жилое помещение, ранее полученное от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, но принявший должные меры к его сдаче и получивший при этом справку квартирно-эксплуатационного органа о “сдаче” жилого помещения, имеет право на повторное обеспечение на безвозмездной основе жильем от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Источник: http://www.mosuruslugi.ru/articles/979/

Защита Законом