Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме

Как заставить чиновников отвечать на наши обращения!

Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме

Давайте поговорим о “больной” теме. Это когда Ваши жалобы (заявления или обращения) чиновники оставляют без ответов.
У меня такое часто бывает. Лидером является администрация Белгорода.

Вторые-районные администрации, там с этим совсем туго. Сразу приведу пример. Как-то вызвали меня в прокуратуру города Белгорода, пару вопросов задали по моему интервью редакции Аргументы и Факты. В нём я как раз пожаловался на отсутствие ответов со стороны администрации города. Представил скрины моего обращения, благо сейчас это можно делать с легкостью.

Я был удивлен, когда прокуратура подтвердила сей факт. Оказывается у них там сбой произошел и электронные письма отправлялись в “поле”… Кто в этом виноват? Я? Нет. Прокуратура? Нет! Правильно, человек, который ответственный за приём электронных обращений.Я не тиран, НО всё таки считаю, что за это должен кто-то отвечать, по закону.

А теперь я хочу рассказать как Вы можете отставить свои права и наказывать чиновников. Вы не оплатили в срок налог, что Вам будет? Правильно, штраф (пеня). Для нас, это плохо, для ФНС-хорошо. Так давайте и мы наказывать “рублём”.Теперь за нарушение порядка рассмотрения обращений должностным лицам органов госвласти и местного самоуправления грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Возбуждать административные дела по данной статье уполномочены сотрудники прокуратуры.Обращения граждан в органы власти имеют важнейшее значение для страны и общества, являются неотъемлемым конституционным правом, закрепленным статьей 33 Конституции России, одним из способов управления делами государства (ч. 1 ст. 32) и элементом народовластия (ст. 3).

В основном обращения граждан направляются в органы власти в форме жалоб. Жалобы граждан являются индикаторами деятельности чиновников.С помощью жалоб, граждане опосредованно участвуют в управлении делами государства, в частности увольняют зарвавшихся чиновников, восстанавливают нарушенные права, улучшают работу органов власти.

Жалобы граждан это обратная связь между управленческой властью и обществом.Во всех развитых странах работа чиновников с жалобами граждан является самым приоритетным направлением государственной политики.

Министры правительств развитых стран прекрасно знают, что жалобы граждан это важнейшие инструменты контроля, и посему своевременно принимают меры по улучшению управления, а также устранению причин и условий предшествующих подачи жалоб.

В России подавляющее большинство заявлений, обращений, предложений и жалоб граждан рассматриваются чиновниками с различными нарушениями законодательства. Зачастую обращения граждан вообще остаются без внимания.

Из-за такого чиновничьего произвола многие граждане годами не могут восстановить другие свои нарушенные произволом власти конституционные права, например на представление жилой площади, выплаты компенсаций, выдачи различных разрешений и пр…В чем причины игнорирования чиновниками рассмотрения обращений граждан? Это лень, нежелание исполнять обязанности или представлять реальную информацию, фальсификация дела по которому обратился гражданин, реже незнание закона, даже укрывательство правонарушений и преступлений.Эффективно заставить чиновников соблюдать законы, можно с помощью инициирования по собственной инициативе привлечение их к административной ответственности.Законодатель позаботился о защите прав граждан от подобного произвола чиновников.С середины 2011 года в Кодекс РФ об административных правонарушениях введена статья 5.59, регламентирующая административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.Санкции этой нормы распространяются на государственных и муниципальных чиновников, руководителей организаций любых форм собственности.Порядок рассмотрения обращений граждан РФ установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59 — ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».Административными регламентами некоторых органов исполнительной власти установлены более сокращенные сроки рассмотрения отдельных обращений граждан и нарушения этих сроков чиновниками также является основанием для привлечения их по ст. 5.59 КоАП. Этот факт надо учитывать при обращении в соответствующие органы.Если в ответах на обращения граждан чиновники представляют неполную, либо заведомо ложную информацию, они подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.Возбуждение дел по статьям 5.39 и 5.59 КоАП осуществляет прокурор (ст. 28.4), и рассматривает мировой судья (ч. 1 ст. 23.1).Однако пока еще привлечение чиновников к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП является большой редкостью.На большинстве интернет-страничек и сайтах судебных участков подобные постановления вообще отсутствуют.Это обуславливается отсутствием со стороны прокуратуры надлежащего надзора за соблюдением законодательства о порядке рассмотрения обращений и пассивностью граждан.

Поэтому прокурорам стоит переключиться с надзора за политически мотивированными делами на надзор за законодательством в области рассмотрения жалоб граждан, а гражданам необходимо по каждому факту допущения чиновниками нарушений порядка рассмотрения обращений жаловаться в прокуратуру.

Ниже приведен документальный пример привлечения чиновника к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (как это правильно делается!). Из этого следует, как правильно составить заявление и на какие статьи законов стоит ссылаться.
Надеюсь, что ниже представленные материалы существенно облегчат всем борьбу с чиновничьим произволом.

Часть 2

И вот

Часть 2

Срок, установленный законом для рассмотрения обращения, – 30 дней. Если дело срочное, заявитель вправе рассчитывать на 15 дней. Если ответа за это время не последовало, можно смело идти в прокуратуру. Там не только разберутся в действиях чиновника, но и выступят от имени заявителя в суде.

К сожалению, в законе прямо не указано, календарные или рабочие дни имеются в виду при назначении сроков для рассмотрения обращения. Поэтому должностные лица обычно толкуют данную неопределенность в свою пользу и учитывают только рабочие дни.Никогда не составляйте документ в единственном экземпляре. Это одно из основных правил. Лучше готовить копии письменных обращений.

Также необходимо попросить принявшего обращение сотрудника (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа) поставить дату и подпись. Второй экземпляр обращения оставьте себе. Он будет служить главным доказательством вашей правоты в случае, если чиновник затягивает с ответом.

Письменные обращения обязательно должны регистрироваться в течение трех дней с момента их поступления адресату. Если вы решили отправить свое заявление по почте, отсылайте непременно с уведомлением. А когда принесли обращение лично, к примеру, в администрацию района или приемную ЖКХ, секретарь должен присвоить вашему документу регистрационный номер.

Все заявления в госорганы пишите печатными буквами или набирайте на компьютере. Чиновники имеют полное право оставить без внимания ваше обращение, написанное неразборчиво. Если на конверте невозможно будет разобрать ваше имя и обратный адрес, ответа вы также не получите.

Несколько ситуаций, когда вы можете не дождаться ответа чиновников на свое обращениеЕсли в заявлении вы не указали свою фамилию или почтовый адрес, по которому необходимо направить ответ.Если грозите чиновнику серь¬езными неприятностями, используете в заявлении или жалобе нецензурные или просто оскорбительные слова.

Если уже многократно получали ответы на свои жалобы и пишете опять, не приводя каких-либо новых доводов.Все жалобы, требования и заявления граждан чиновники делят на разные типы. Они перечислены в законе о порядке рассмотрения обращений граждан. Есть, к примеру, такие, которые не предполагают ответа по существу. Допустим, вы просто делитесь мнением о чем-либо.

Для таких писем срок рассмотрения не ограничен.Граждане вправе обратиться в органы власти не только письменно, но и лично, в дни приема тех или иных чиновников. При себе нужно обязательно иметь документ, удостоверяющий личность. Доказательством факта обращения должна стать карточка личного приема. В нее заносятся данные заявителя, суть обращения и дата.

Если изложенные во время беседы факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ может быть дан госслужащим сразу же.

Сегодня многие государственные структуры имеют сайты в Интернете, а также электронные почтовые ящики, на которые граждане могут отправлять свои обращения. Согласно закону такие письма также рассматриваются в установленном порядке.

Удачи Вам!

Источник: https://lezhnev-sergey.livejournal.com/23635.html

Электронные обращения граждан

Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме

Аннотация: Целью настоящей статьи является анализ и оценка эффективности электронных обращений в органы власти, на примере Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

Важным конституционным правом граждан в сфере государственного и муниципального управления является право на обращение в органы власти. Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1].

Как правило, граждане обращаются в органы власти с заявлениями о реализации каких-либо прав, положенных им по закону, жалобами на граждан и организации, которые нарушают их законные интересы либо с предложениями по улучшению деятельности органов власти. Федеральный закон от 02.05.

2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 59-ФЗ) регламентирует процедуру рассмотрения таких обращений. Так, все обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению (ст. 9 Закона № 59-ФЗ).

Письменное обращение, поступившее в орган власти, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона № 59-ФЗ) [2].

В последнее время обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления поступают не только в традиционно бумажной форме, но и в форме электронных обращений.

Способы подачи электронного обращения могут быть различными. Так, А.В.

Савоськин выделяет следующие четыре способа: первый и наиболее традиционный — направление обращения по электронной почте, второй — направление обращения через электронную приемную официального сайта органа власти в сети Интернет, третий — посредством специализированных государственных интернет-порталов; четвертый (и наименее используемый) — направление обращений через специальные электронные терминалы, установленные в помещениях органов власти или многофункциональных центров [3].

Мы провели анализ электронных обращений на примере обращений, поступивших в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и размещенных в открытом доступе на его сайте [4].

Каждые 3-4 дня в электронную приемную МЖКХ РБ поступает хотя бы одно обращение от граждан.

Всего за 2016 год в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан поступило 2185 обращений, что на 11% больше, чем в 2015 году [4].

Большинство обращений граждан, поступивших в этот республиканский орган власти, касаются вопросов благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов, в том числе их санитарного состояния, а также начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, практически отсутствуют обращения, которые содержат предложения по совершенствованию деятельности управляющих компаний или органа власти, осуществляющего государственный жилищный надзор.

На наш взгляд, электронное обращение имеет множество преимуществ по сравнению с традиционным письменным обращением.

Например, удобство (его можно направить, не выходя из дома), простота (достаточно обладать минимальными навыками работы на компьютере, чтоб отправить такое обращение на сайт), не требует почтовых расходов.

Именно эти удобства и способствуют тому, что электронные обращения постепенно вытесняют письменные обращения граждан.

Однако направление электронного обращения через электронную приемную официального сайта органа власти имеет и свои недостатки.

Согласно ч. 3 ст.

7 Закона № 59-ФЗ в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Таким образом, исходя из анализа данной нормы, гражданин не может направить обращение на сайт анонимно, что может быть сдерживающим фактором для отдельных граждан.

К сожалению, исходя из анализа обращений, размещенных на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан , невозможно сделать вывод о том, была ли решена проблема того или иного гражданина положительно. Впрочем, сайты других органов власти также не позволяют это сделать.

На наш взгляд, для обеспечения прозрачности деятельности органов власти, имеется смысл дополнить каждое обращение вкладкой «Результат рассмотрения обращения», в котором обязать орган власти кратко указывать, какие меры были приняты по обращению данного гражданина с указанием срока выполнения и предоставлением соответствующих доказательств (например, это может быть фотоотчет о благоустройстве двора, обращение самого гражданина с благодарностью за проделанную работу и т.п.).

Право на обращение — весьма действенное и важное средство защиты гражданами своих прав, это канал информирования властей, источник информации, необходимой для оперативного решения многих важных вопросов. Однако для повышения эффективности электронных обращений в органы власти необходимо совершенствовать процедуру направления и рассмотрения таких обращений.

Источник: https://novainfo.ru/article/13588

Образец ответа на обращение граждан

Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме

По закону граждане имеют право обращаться в уполномоченные органы, запрашивать определённую информацию, писать жалобы, а также требовать устранения нарушений. Причём не всегда выдвигаемые просьбы правомерны. В большинстве случаев представители уполномоченных органов не имеют права оставить поступивший документ без ответа.

Лицо обязано разъяснить решение и сообщить его причины. Чтобы оформить бумагу грамотно, рекомендуется использовать образец ответа на обращение граждан. Готовая бумага позволит учесть все нюансы при оформлении и снизит риск отрицательного ответа.

О том, как правильно подготовить документ, об особенностях его составления, существующих видах обращений граждан и тонкостях формирования поговорим далее.

Существующие правила, которые нужно соблюдать при рассмотрении жалобы и подготовки ответа

Нормы, которые нужно соблюдать в процессе составления ответа на жалобу, напрямую зависят от оснований её подачи. Если заявитель отразил все доводы правильно и по закону он прав, представители уполномоченного органа обязаны принять жалобу и применить соответствующие меры для устранения нарушения.

 Однако возможны ситуации, когда жалоба была подана без оснований. В этом случае игнорировать обращение также нельзя. Необходимо подготовить квалифицированный и грамотный ответ на заявление гражданина.

Если необходимость в проведении дополнительных проверок или исследований отсутствует, потребуется правомерный отказ.

Кстати! Если в жалобе приводятся объективные аргументы и представитель уполномоченного органа согласен с ними, необходимо принести извинения за неудобства или нарушение прав.

В ответе, оформляемом после рассмотрения жалобы, рекомендуется отразить, что подобный случай считается единичным и больше не повторится. Прочитав документ, гражданин должен сделать вывод о том, что заявитель находится на его стороне, поддерживает представленные в жалобе доводы и согласен с указанной позицией.

Подобные меры позволят не допустить последующего обращения в надзорные или правоохранительные органы. Составляя основной текст, рекомендуется внимательно изучить суть жалобы.

Оформляя ответ, важно точно отразить все обстоятельства, привести ссылки на нормы действующего законодательства и указать меры, которые будут предприняты, если жалобу нужно удовлетворить.

  • Ответ на жалобу
  • Ответ на предложение
  • Ответ на заявление

Как грамотно оформить ответ после рассмотрения жалобы

Гражданин, недовольный оказанной услугой, имеет право подготовить жалобу в произвольной форме. Однако у представителей уполномоченных органов или организаций подобная возможность отсутствует.

Ответ на письменное обращение граждан необходимо подготовить на фирменном бланке компании, если он присутствует. Лучше использовать готовый пример.

Дополнительно предстоит отразить обязательную информацию.

В список входят следующие данные:

  • название инстанции, которая занималась рассмотрением жалобы (так, можно указать, что ответ оформляет представитель администрации);
  • информация о лице, подготовившем документ;
  • сведения об организации для оперативной связи;
  • данные о заявителе;
  • название обращения;
  • обстоятельства, представленные в жалобе, а также итоговое решение, которое было вынесено в результате её рассмотрения;
  • перечень приложений;
  • дата оформления документа и подпись уполномоченного лица.

Срок рассмотрения жалобы чётко установлен по закону. Период не может превышать 30 дней. Срок начинает исчисляться с момента поступления документа.

 На практике обстоятельства, отражённые в бумаге, могут требовать дополнительных проверок. В этом случае допустимо увеличение срока рассмотрения документа.

Если период увеличивается, об этом обязательно должны сообщить заявителю, направившему обращение.

Существующие разновидности обращений граждан

Виды обращений, которые лица направляют на рассмотрение, отражены в нормах действующего законодательства.

Выделяют:

  • Предложение. Документ оформляется, если у гражданина присутствует идея по улучшению работы организации. Документ принесет пользу для получателя письма, поскольку дает возможность обратить внимание на проблемы, выявленные клиентом. Соответствующие документы часто используются для совершенствования норм действующего законодательства или функционирования госорганов.
  • Заявление. Документ обычно направляют, если необходимо исправить допущенные ошибки или обратить внимание на нарушение прав или интересов конкретных граждан. Дополнительно в заявлении можно отразить оценку качества работы организации или должностного лица.
  • Жалоба. Документ оформляется, если необходимо защитить права и интересы конкретного лица или целой группы граждан.

Как правильно оформить ответ на жалобу гражданина

За годы работы компаний и государственных органов сформировалась определённая схема, которую необходимо соблюдать, чтобы подготовить грамотный ответ на обращение заявителя.

Рекомендуется действовать по следующей схеме:

  • Выяснить, в чьей компетенции находится решение вопроса.
  • Если заинтересованных в решении проблемы несколько, остальным участникам предстоит направить копию жалобы.
  • Когда выявлено, что обращение направлено не в ту инстанцию, бумагу передают организации, обладающей соответствующей компетенцией по решению подобных вопросов. В этом случае заявителя обязательно необходимо уведомить о выполненном действии.
  • Происходит рассмотрение доводов, представленных в обращении. Если требуется, выполняется проверка.
  • Представитель уполномоченного органа изучает действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы, отраженные в жалобе.
  • Готовится мотивированный ответ в соответствии с нормами законодательства. Дополнительно соблюдаются сроки, установленные законом.
  • Подготовленный ответ направляется заявителю и иным лицам, на права которых оказывает влияние вынесенное решение.

Вышеуказанный перечень действий может меняться в зависимости от особенностей рассмотрения обращения.

Особенности подготовки ответов на обращения граждан

В законодательстве установлен четкий срок, в течение которого заявителю обязаны предоставить ответ на заявление. Информацию нужно писать на бумаге или оформлять в электронном виде. Период, зафиксированный в законодательстве, нарушать запрещено.

Обратите внимание: Точный срок напрямую зависит от того, какие действия потребуется осуществить для рассмотрения жалобы. В классической ситуации представителям уполномоченного органа даётся 30 суток. Если нужна дополнительная проверка, период может быть продлён до 60 дней. В последней ситуации заявителя обязаны уведомить о принятом решении.

Обязательно необходимо присутствие существенных оснований. Так, если получена резолюция руководителя о том, что жалобу будут рассматривать сразу несколько органов, уполномоченное лицо направляет копии документов всем участникам правоотношений. Соответствующее действие выполняется в течение недели.

 Когда данные разосланы в соответствующие организации, они самостоятельно дают ответ заявителю. Существует и иная схема действий. Так, ответ может быть направлен в компанию, которая предоставила копию жалобы. В этой ситуации срок рассмотрения документации сокращается до пятнадцати суток.

Срок, в течение которого необходимо как-либо отреагировать на жалобу, контролируется уполномоченными органами. Если выявлено нарушение, должностных лиц привлекут к ответственности.

Как происходит отправка ответа после рассмотрения жалобы

Из вышеуказанного следует, что заявитель, направивший жалобу в органы местного самоуправления, обязан получить ответ на неё в течение установленного срока. Его предоставляют при помощи заказного письма или пересылки документации по электронной почте. Если лицо изъявило желание, ответ могут вручить заявителю лично. Однако учитывайте, что закон не обязывает выполнять подобное действие.

Права гражданина и гарантия безопасности

Список прав, которые необходимо в обязательном порядке соблюдать, отражен в федеральных законах.

Лицо может:

  • знакомиться с материалами, касающимися рассмотрения обращения по вопросам трудоустройства или иных сфер, если подобное действие не затрагивает права и интересы других лиц;
  • получать ответы на заявки по существу;
  • предоставлять дополнительные доказательства своей правоты и истребовать необходимые документы;
  • обжаловать неправомерные решения;
  • направлять документы с просьбой о прекращении рассмотрения обращения.

Закон гарантирует гражданам максимальную безопасность. Так, лицо не могут начать преследовать на основании того факта, что оно обратилось в уполномоченный орган с заявлением, содержащим критику. Дополнительно нельзя разглашать сведения, присутствующие в обращении гражданина. Возможность выполнить действия может дать только сам заявитель.

Правила, регламентирующие рассмотрение обращений граждан

Документация, подготовленная государственным органом, обязана соответствовать перечню требований. Они фиксируются законодательством. Так, организация будет рассматривать обращение только в том случае, если у неё присутствуют в соответствующие полномочия.

Область правоотношений регламентирует ФЗ № 59 от 2 мая 2006 года. В документе отражаются сроки, в течение которых нужно рассмотреть поступившее обращение. Дополнительно здесь присутствует процедура регистрации и порядок принятия решений по жалобам граждан.

Источник: https://YurPortal.info/dokumenty/obrazecz-otveta-na-obrashhenie-grazhdan/

«Проблемы идентификации личности при обращении в государственные органы и органы местного самоуправления Российской Федерации в электронной форме через сеть Интернет»

Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме

Совершенствование информационных технологий в деятельности органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, направленное на создание информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности, позволяет гражданам реализовать право на обращение, гарантированное статьей 33 Конституции РФ, через ведомственные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления в сети Интернет.

Вместе с тем, анализ правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами права на обращение в электронной форме, позволяет выявить ряд проблем, которые будут рассмотрены в данных тезисах.

В настоящее время порядок обращения граждан в органы публичной власти[1] регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – ФЗ № 59-ФЗ).

Согласно статьям 8 и  13 ФЗ №59-ФЗ  способами обращения граждан в органы публичной власти являются письменное обращение (ст.8 ФЗ №59-ФЗ) и личный прием граждан (ст.13 ФЗ №59-ФЗ).

В соответствии со ст. 2, п. 3 ст. 7 ФЗ № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В обращении гражданин в обязательном порядке должен указать свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме [2].

В случае с письменным обращением, идентификация происходит в соответствии с ч.1 ст.

7 ФЗ №59-ФЗ, где указано, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату [3].

Вместе с тем, следует отметить, что ФЗ № 59-ФЗ при обращении граждан в органы публичной власти через сеть Интернет не предусматривает обязательного требования о наличии в обращении цифровой подписи гражданина.

Если обращение направляется в орган публичной власти в форме электронного документа, то согласно части 3 ст. 7 ФЗ №59-ФЗ[4] гражданин не обязан ставить личную подпись или использовать электронную подпись. Более того, при данной форме обращения у гражданина есть выбор получить ответ по электронной почте или в форме письменного ответа.

Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении [5].

Таким образом, полагаем, что остается открытым вопрос об идентификации лица, направившего обращение в органы публичный власти по информационным системам общего пользования в электронной форме.

Вторая проблема, связана с обязательностью создания и оперативного информационного обновления сайтов публичных органов власти в сети Интернет, которая зависит от бюджетного финансирования.

Хотелось бы отметить, что вопросы создания сайтов органами власти субъектов РФ в сети Интернет, относятся к исключительному предмету ведения субъектов РФ, так как вытекают из права субъектов РФ на формирование системы органов государственной власти субъектов РФ. 

Согласно ст. 9 ФЗ № 59-ФЗ[6] обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

При этом закон не обязывает публичные власти создавать интернет-площадки для направления подобных обращений через сеть Интернет.

Тем более, что создание таких интернет-площадок органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления зависит от финансовых возможностей конкретного субъекта РФ или муниципального образования.

Полагаем, что для усиления гарантий права граждан на обращения в электронной форме на уровне субъектов РФ необходимо принятие в каждом субъекте РФ законов и иных правовых актов, предусматривающих обязательное требование о создании интернет-площадок для возможности направления гражданами обращений в электронной форме.

При этом у субъекта РФ есть свобода выбора по созданию сайтов в сети Интернет, например, единого сайта правительства субъекта РФ, или создание для каждого органа государственной власти субъекта РФ отдельного сайта в сети Интернет.

Такой же подход, возможно, использовать в муниципальных образованиях при создании сайтов органов местного самоуправления в сети Интернет.

В качестве еще одной проблемы, на наш взгляд, можно выделить обязательности использования электронной подписи при обращении граждан в органы публичной власти в электронной форме.

Федеральный закон  от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее ФЗ № 1-ФЗ), который прекращает свое действие 1 июля 2012 года, ограничивает использование  электронных подписей областью совершения гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях [7].

 Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ (далее ФЗ № 63-ФЗ) по сравнению с ФЗ № 1-ФЗ существенно расширяет сферу использования цифровой подписи, распространяя ее на публично-правовые отношения. Так, в соответствии со ст.

1 ФЗ № 63-ФЗ регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий[8].

Согласно ФЗ № 59-ФЗ принятие и рассмотрение органами публичной власти обращений граждан в письменной или электронной форме, является исполнением государственной и муниципальной функции.

При этом следует отметить, что ФЗ № 59-ФЗ не устанавливает запрета для органов публичной власти о требовании в целях идентификации личности, удостоверении обращения в электронной форме, посредством электронной подписи.

Помимо этого, ч. 1 ст. 3 ФЗ № 59-ФЗ не исключает регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением граждан,  иными федеральными законами, к которым может быть отнесен и ФЗ № 63-ФЗ.

Таким образом, в связи с принятием ФЗ № 63-ФЗ может найти применение цифровой подписи при обращении граждан в органы публичной власти в электронной форме.

На наш взгляд, использование цифровой подписи в сфере публично-правовых отношений, должно быть ограничено сферой оказания государственных или муниципальных услуг, и не должно распространяться на сферу обращений граждан в публичные органы в электронной форме.

[1] Под органами публичной власти подразумеваются органы государственной власти и органы местного самоуправления. [2] Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ // Российская газета. № 4061 от 5 мая 2006. [6] Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ // Российская газета. № 4061 от 5 мая 2006. [7] Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» //  СЗ. РФ. 2002. № 2. Ст. 127 [8] Федеральный закон «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ // Российская газета. №4061 от 8 апреля 2011 г. 

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/2257

Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

Отсутствие ответа на обращение в местную администрацию, при отправке в электронной форме
    Сегодня мы разбираем требования Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006г. “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ” и объясняем сроки рассмотрения, а так же ответственность за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан.

    Многие уже пытались направлять свои письменные или электронные обращения по различным вопросам в те или иные органы государственной власти или какие-либо еще структуры… Но до сих пор мало кто знает свои права и законные требования рассмотрения этих обращений.

Поэтому мы попытаемся объяснить самые простейшие ситуации со сроками рассмотрения и дальнейшими действиями в тех случаях, если вы не получили на свое обращение либо вообще никаких ответов, либо получили простейшие уведомления о пересылке вашего обращения без окончательного ответа по существу обращения.

    Федеральный закон №59-ФЗ от 02.05.2006г. “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”.

    Мы не будем пересказывать все статьи этого закона, очень рекомендуем почитать его и сохранить ссылку на него всем тем, кто хотя бы раз пытался обращаться с какими-либо вопросами и требованиями решить проблему. Мы объясним только самые основные, простые, но важные моменты…

(1) Есть ли разница между письменным или электронным обращением? Довольно часто приходится слышать требования должностных лиц о том, что необходимо написать письменное заявление, т.е. фактически переписать то, что было отправлено в электронном виде.

    Нет никакой особой разницы между письменной и электронной формой обращения. Согласно ст.

4 для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

    Т.е. даже устное обращение гражданина является обращением, которое рассматривается в соответствии с требованиями указанного закона.

    Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает адресата, которому направляется обращение (должностное лицо или организацию), а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. (п.1 ст.7)

    В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. (п.2 ст.7)

    Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме. (п.3 ст.7)

    Так что никакие электронные обращения никто не обязан переписывать от руки. Вы можете лишь дополнить свое обращение какими-то дополнительными сведениями, если таковые имеются.    Кстати, многие сервисы приема обращений в электронном виде (интернет-приемные) имеют возможность указать в каком виде вы желаете получить ответ – в письменном или в электронном. Почтовый адрес нужен только для того, чтобы направить вам письменный ответ. Если же вы выбираете ответ в электронном виде, то почтовый адрес можно даже не заполнять, достаточно указать свой адрес электронной почты.

(2) В какие сроки мне должны направить ответ и сколько вообще имеют право пересылать мое обращение туда-сюда?

    Со сроками в законе все довольно четко прописано в статьях 8, 10, 12, но при этом эти сроки довольно часто нарушаются…

    Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

2.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4

статьи 11 настоящего Федерального закона. – это как раз про случаи переадресации обращений, именно этот срок очень часто нарушается, т.к. обращения неделями лежат на столах без движения.

По закону получается, что на переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом вам обязаны направить уведомление о том, что ваше обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это именно уведомление о перенаправлении.

4.

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. – бывает так, что решать ваши вопросы обязаны несколько различных структур, значит во все эти структуры должны направить копии обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. – это один из наиболее часто нарушаемых пунктов, когда ваши жалобы рассматривают те, на кого вы жалуетесь! И это грубейшее нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Статья 10. Рассмотрение обращения1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

– это уже вопрос по срокам предоставления информации по запросу тех, кто рассматривает ваше обращение. Т.е. на запрос обязаны отвечать в течение 15 дней, а не 15 лет! Довольно часто приходится читать в бестолковых ответах – “мы направили запрос, но ответа не получили“… Это нарушение порядка рассмотрения вашего обращения.

4.

Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении. – это про форму направления ответа, выбирайте как вам удобнее!

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение – это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. +10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

2.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. – если по вашему обращению делались запросы в другие органы власти и стркутуры, то возможно продление срока рассмотрения обращения еще на 30 дней. Но только в исключительных случаях! Не потому что кто-то забыл дать вам ответ вовремя, а потому что решить проблему реально невозможно за оставшееся время.

    Значит с учетом требований статей 8, 10, 12 у нас получается вот что:

– в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.д.

, срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации), это без учета почтовой доставки.

Если это электронное обращение, то здесь никакого дополнительного времени на доставку не требуется, хотя отправка ответа может затянуться на пару-тройку дней чисто по канцелярским вопросам, когда ответ отправляет не исполнитель, а канцелярия, которая никуда не спешит.

– в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган (департамент, организацию, район и т.д.

) без дальнейших запросов куда-то, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации).

Здесь к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. Это опять же без учета почтовой доставки.

в случае запросов доп.

сведений в других органах и структурах без перенаправления в принципе ничего особо не меняется – те же 33 дня, в которые входит обязанность предоставить информацию по запросам в течение 15 дней с момента получения запроса.

Но если запросы делаются не в течение первых 10 дней после регистрации обращения, то конечно сложно уложиться в законные сроки и очень часто вам пишут о продлении срока рассмотрения, хотя никаких исключительных причин для этого продления нет!

в случае самого запущенного перенаправления с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения получается +30 дней к максимальному сроку, который мы получили в предыдущих вариантах, т.е. 43 дня + 30 дней, итого 73 дня, без учета почтовой доставки.

И конечно же этот срок должен быть обоснован и включать соблюдение всех сроков на перенаправление и ответы на запросы. Довольно часто вам могут объяснять исключительность задержки тем, что не вовремя получена информация по запросам.

Но это не ваши проблемы – это нарушение порядка рассмотрения теми, кто обязан был в течение 15 дней предоставить информацию и данные по запросам! Так что внимательно смотрите на сроки в ответах и требуйте ответственности за нарушения.

довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют вам уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено вам до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.

Но забывчивые должностные лица пытаясь оправдать свои нарушения штампуют вам продление спустя 40-50 дней в надежде на вашу безграмотность… 33 дня без учета доставки – вот срок, в который вам направляется уведомление о продлении, если не было перенаправления.

43 дня без учета доставки – если было перенаправление обращения.

2-3 дня на отправку вполне достаточно, поэтому спустя 37 дней (без каких либо уведомлений о перенаправлении обращения) или 47 дней (если было уведомление о перенаправлении обращения) можно смело направлять жалобу по теме нарушения порядка рассмотрения вашего обращения. За это нарушение предусмотрена ответственность.

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

(3) Какая ответственность предусмотрена законом за нарушение порядка рассмотрения обращения граждан?

    Это ст.5.59 КоАП РФ, которая так и называется – Нарушение порядка рассмотрения обращения граждан:

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Вот совершенно свежая новость по этой теме с сайта прокуратуры Липецкой области – http://www.lipprok.ru/press/news/?id=22497: “За халатное отношение к рассмотрению обращения гражданина должностное лицо администрации г.Лебедяни привлечено к административной ответственности”…

    Мы рекомендуем подходить к вопросу нарушения сроков рассмотрения обращений без особого фанатизма, с учетом реальности – особенно при почтовой доставке ответов, т.е. давать несколько дней к максимальным срокам.

Но если по истечении недели с даты максимального срока рассмотрения обращения Вы не получили ответ – значит Ваши законные права нарушены и Вы имеете полное право требовать наказания виновных и устранения нарушений.

Источник: https://civildefense48.livejournal.com/7538.html

Защита Законом