Обязан ли муниципалитет провести водоотведение от моего дома в виде канавы?

О водоснабжении и водоотведении на территориях садоводческих (дачных) объединений граждан

Обязан ли муниципалитет провести водоотведение от моего дома в виде канавы?

Инженерное обустройство территорий садоводческих (дачных) объединений нормируется десятками различных документов.

Базовые принципы организации и требования к проектам застройки садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) определяет глава VII Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 данного закона основными нормативами организации застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения являются:

количество и размеры подъездных и внутренних дорог;

– минимальные расстояния между зданиями, строениями, сооружениями и границами земельных участков;

– тип источников водоснабжения;

– техническая характеристика инженерного обеспечения территории;

– перечень необходимых противопожарных сооружений;

– перечень мероприятий по охране окружающей среды.

В зависимости от конкретных условий могут дополнительно применяться и иные нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Канализация даже не упоминается. Можно только догадываться, где она прячется. То ли в характеристике инженерного обеспечения, то ли в мероприятиях по охране окружающей среды.

Может быть, про нее просто забыли, она вообще не требуется или вопросы водоотведения в садоводческих товариществах настолько хорошо освещены в иных документах, что и упоминать об этом не надо среди основных нормативов организации их застройки?

Обратимся к СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (актуализированная редакция СНиП 30-02–97*).

В главе 8 «Инженерное обустройство» записано:

… устройство ввода водопровода в жилые строения и жилые дома согласно СП 30.13330* допускается при наличии местной канализации или при подключении к централизованной системе канализации.


Снабжение хозяйственно-питьевой водой может производиться как от централизованной системы водоснабжения, так и автономно — от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей родников.


Расчет систем водоснабжения производится исходя из следующих норм среднесуточного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды:

при водопользовании из водоразборных колонок, шахтных колодцев — 30–50 л/сут на 1 жителя;

при обеспечении внутренним водопроводом и канализацией (без ванн) — 125–160 л/сут на 1 жителя.

Сбор, удаление и обезвреживание нечистот могут быть неканализованными, с помощью местных очистных сооружений, расположенных на расстоянии не ближе 4 метров от границы соседнего участка, размещение и устройство которых осуществляется с соблюдением соответствующих норм и согласованием в установленном порядке.

Возможно также подключение к централизованным системам канализации. При неканализованном удалении фекалий надлежит обеспечивать устройства с местным компостированием — пудр-клозеты, биотуалеты.


Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворных уборных, а также одно- и двухкамерных септиков с размещением от границ участка не менее 1 метра.


На каждом индивидуальном участке допускается применять локальные очистные сооружения (ЛОС) производительностью до 1–3 м3 с дальнейшим отводом в пониженное место.


Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 1 метра от границы соседнего участка.
Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специальной канаве, при согласовании в каждом отдельном случае с органами санэпиднадзора”.

Иными словами, СП 53.13330.2011предоставляет застройщику четыре основных варианта водоснабжения и водоотведения в СНТ:

– Централизованная система водоснабжения с организацией водопроводных вводов в каждый дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.

– Централизованная система водоснабжения с водоразбором из уличных колонок (без организации водопроводных вводов в дома), сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.

– Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев с организацией водопроводного ввода в дом и отводом сточных вод в централизованные или местные системы канализации. Норма водопотребления при этом составляет 125–160 л/сут на 1 жителя.

– Автономная система водоснабжения из индивидуальных скважин или колодцев без организации водопроводных вводов в дома, сухой сбор фекалий в биотуалеты или пудр-клозеты и отвод хозяйственных стоков от душа, бани, кухни и умывальников в фильтрующие сооружения с последующим сбросом в кювет или почвенным поглощением. Норма водопотребления — 30–50 л/сут на 1 жителя.

Следует отметить, что в данном СП наряду с явными ошибками присутствуют два очень похожих термина, имеющих различное значение. Речь идет о терминах «местная канализация» и «местные очистные сооружения».

По логике документа, первый термин используется в трактовке пункта 3.1. пособия к СНиП 2.04.03–85 по проектированию автономных инженерных систем од­ноквартирных и блокированных жилых домов (МДС 40–2.

2000), определяющего «местную канализацию» как систему канализации, обслуживающую многоквартир­ный дом или группу близко расположенных домов.

То есть это более мелкая разновидность централизованной системы канализации, предполагающая наличие очистных сооружений для сточных вод.

Под «местными очистными сооружениями», напротив, подразумеваются не сооружения очистки хозяйственно-бытовых стоков, а сооружения для неканализованного удаления и обезвреживания нечистот при помощи компостирующих устройств – биотуалетов и пудр-клозетов.

Пудр-клозет

К сожалению, в конце документа в главе «Термины и определения» расшифровка этих терминов отсутствует, что позволяет их вольную трактовку.

Из явных ошибок, содержащихся в рассматриваемом документе, особое внимание следует обратить на три:

– Локальные очистные сооружения (ЛОС) – это сооружения предочистки перед сбросом сточных вод в централизованные сети. Поэтому отвод сточных вод после ЛОС должен быть осуществлен именно в эти сети, а не в «пониженные места», как это записано в СП 53.13330.2011.

– Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод не следует производить в фильтровальной траншее, без их предварительной очистки в септике.

– Термин «хозяйственные сточные воды» не имеет четкого определения в документе, поэтому утверждение о том, что их сброс «допустим в наружный кювет» является весьма неоднозначным.

Кроме банальной путаницы, не позволяющей рядовому дачнику разобраться в вопросе, свою роль играет и рекламная политика фирм-производителей аэрационных реакторов.

В сознание потенциальных потребителей этой продукции внедряется мысль, что «местные очистные сооружения» и автономные системы канализации — суть одно и то же.

Вместо «местных очистных сооружений», то есть биотуалетов и пудр-клозетов, упоминаемых в СП, предлагаются автономные системы очистки стоков, широко представленные на рынке различными септиками и аэрационными реакторами.

При этом выбор потребителя обычно останавливается именно на реакторах, поскольку уровень комфортности проектируемых домов подразумевает водопотребление значительно больше предусмотренной СП нормы в 125–160 л/сут на 1 жителя.

Суммарные суточные расходы стоков от одного дома явно превышают возможность их почвенного поглощения на ограниченной территории приусадебного участка, и очищенные в аэрационных реакторах стоки сбрасываются в придорожные кюветы.

Производители массово именуют свои аэрационные установки ЛОС и показывают потребителю СП, в котором записана допустимость отвода стоков после ЛОС в «пониженное место».

Относительная дешевизна в сравнении с централизованной канализацией автономных аэрационных установок для очистки стоков от одного дома и непонимание последствий совмещения высокой удельной нормы водопотребления из централизованного водопровода или индивидуальной скважины с автономными системами канализации приводит к удручающим последствиям.

Не улучшает ситуации и крайне неудачная формулировка СП о том, что подключение к централизованной канализации лишь возможно, а акцент сделан именно на использовании «местных очистных сооружений».

Выдергивая эти слова из контекста, позволяющего понять, что это всего лишь компостирующие устройства, а не очистные сооружения для очистки сточных вод, недобросовестные рекламодатели широко пропагандируют аэрационные установки, «не требующие полей фильтрации».

Степень очистки на этих установках якобы такова, что очищенный сток можно без проблем сбросить в придорожную канаву или просто на рельеф.

Поскольку при поверхностном сбросе в отличие от почвенного поглощения стока нет технических ограничений по расходу, а установка компактна, создается видимость того, что водопотребление (и водоотведение) ничем не ограничено, кроме как финансовыми возможностями заказчика и фантазией проектировщика.

Следует отметить, что СНиП 2.04.03–85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» содержал более четкую и недвусмысленную норму, записанную в пункте 3.4:

Для малых населенных пунктов следует предусматривать, как правило, централизованные схемы канализации.

К сожалению, в актуализированной версии данного СНиП (СП 32.13330.2012) такая норма отсутствует.

Но и само наличие двух различных СП позволяет трактовать вопрос таким образом, что СП 32.13330.2012 распространяется именно на населенные пункты (поселения с постоянным проживанием жителей), а СП 53.13330.

2011 – на садоводческие товарищества с сезонным проживанием.

Не останавливает вольных толкователей даже тот факт, что инженерия больше зависит от степени благоустройства здания, нежели от юридических и терминологических аспектов.

Энциклопедический словарь трактует термин «населенное место» вполне однозначно:

«Населенное место (населенный пункт) — первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село). Обязательный признак населенного пункта — постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно)».

Однако на уровне федерального законодательства понятие «населенное место» («населенный пункт») не имеет четко сформулированного значения, что еще больше усугубляет ситуацию, формально позволяя применять совершенно неверные технические решения, при которых на фоне большого удельного водоотведения фигурируют замаскированные термином ЛОС аэрационные реакторы со сбросом «очищенных» стоков в придорожную канаву.

Подписывайтесь на канал и не забывайте ставить лайки, это настраивает Вашу персональную ленту Дзен на показ большего количества статей про канализацию дачного дома.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a25bd4f5a104f0ab99e2090/5a32d9c77425f50a5a129eb9

Кто контролирует установку канализации в частном доме?

Обязан ли муниципалитет провести водоотведение от моего дома в виде канавы?

до 5 человекпереработка 1 куб. м. в сутки.макс. сброс 250 л.

Процесс прокладки труб на собственном участке практически никогда и никем не проверяется. Почему? Да потому, что контролировать каждый септик, установленный на частной территории, крайне затруднительно.

И все-таки мы не рекомендуем Вам поддаваться соблазну и строить индивидуальную очистную систему по собственному наитию. Быть может, вскоре именно к Вам, а не к соседу, заявится с проверкой санитарно-эпидемиологическая служба.

Какие нормативные документы регулируют установку канализации в частном доме?

Существует «Свод правил: внутренний водопровод и канализация зданий», который объединяет всю нормативную базу по планировке, установке и эксплуатировании частной канализации. Со всеми последними изменениями и дополнениями свод был введен в действие 1 января 2013 года. Данный норматив разработан научным центром ОАО «Строительство» и научным институтом ОАО «СантехНИИпроект».

«Свод правил» выстроен на следующих документах, касающихся канализационных систем:

На основании вышеприведенных нормативных материалов каждый владелец частного дома имеет право спроектировать и построить устройство для отводов стоков по индивидуальному проекту.

Стоит уточнить, что при применении «Свода: внутренний водопровод и канализация зданий», все установленные в нем правила являются обязательными. Выборочное следование требованиям, приведенным в документе, не допускается.

Какие государственные органы могут проконтролировать канализацию в частном доме?

Канализация относится к инженерным системам зданий. Сюда же причисляют водо-, газо- и электроснабжение. По каждому из трех последних систем необходим заверенный проект. Для проведения частной канализации (неподключенной к центральной системе) проект в большинстве регионов не нужен.

Быть может, именно поэтому большинство владельцев недвижимости устраивают канализацию в частном доме самостоятельно: кто-то выигрывает на этом, но есть и те, кто проигрывает. Ошибки в самостоятельной установке септика нередко приводят к печальным последствиям: нарушению санитарных зон, подтоплению территорий и к появлению неприятных запахов.

https://www.youtube.com/watch?v=Y0OPmAChOJk

В случае наступления вышеназванных проблем соседи могут пожаловаться на вас в какой-либо контролирующий орган, который, в свою очередь, направит проблему по нужному адресу – к примеру, в санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС) или природоохранительную прокуратуру. Именно эти два органа чаще всего проводят проверку частных канализаций. Кроме того, СЭС будет особенно заинтересована положением дел на Вашем участке, если он находится в водоохранной зоне.

Если на участке есть бассейн, проверку водоотведения может провести местная служба Водоканала. Считается, что при устройстве частного бассейна, выбор его технологической схемы необходимо делать в соответствии с нормами водоотведения, согласованными с водопроводно-канализационным хозяйством.

Какие есть распространенные нарушения установки канализации в частном доме?

Несоблюдение санитарных зон – довольно распространенная ошибка, которую «закладывают» еще на этапе проектирования инженерной сети.

На ограниченной территории частного домовладения располагают не только очистные сооружения, но и устройства водоснабжения. В таких случаях обеспечить нормативные требования санитарных зон не так-то и просто.

При использовании недостаточно защищенных подземных вод, охранный пояс должен составлять не менее 20 метров – трудновыполнимая задача, при условии устройства на этом же участке еще и индивидуальных канализационных систем. Из-за данных ограничений нередко возникают нарушения, выявляемые СЭС.

Размеры санитарно-защитной зоны по СНиП 2.04.03-85 для различных видов очистных сооружений указаны в таблице:

Санитарно-защитная зона(не менее)
От дома до полей фильтрации, производительностью:
до 15 м3 в сутки15 метров
От дома до фильтрующих траншей и песчано-гравийных фильтров, производительностью:
1 м3 в сутки8 метров
2 м3 в сутки10 метров
4 м3 в сутки15 метров
8 м3 в сутки20 метров
От дома до септика5 метров
От дома до фильтрующего колодца8 метров
От дома до аэрационной установки8 метров
От очистного сооружения до соседского забора1 метр
От участка, используемого для отведения сточных вод до устройств питьевого водоснабжения20 метров

Эти нормы были приняты в 1985 году, когда малых аэрационных станций очистки канализации еще не существовало. Для них эти нормы выглядят несколько завышенными.

Все же специалисты не рекомендуют копать яму под станцию очистки на расстоянии ближе, чем в двух метрах от дома – это небезопасно, может вызвать обвал земли.

Кустарный монтаж септика влечет за собой еще одну ошибку: прокладку канализационных труб у несущих конструкций – под фундаментом или у основания зданий. В случае прорыва трубы из-за несоблюдения строительных норм, могут возникнуть проблемы, связанные с доступом рабочих к аварийным участкам.

Если на территории оборудован колодец (или скважина), собственник дома обязан изолировать выгребную яму (или септик). Популярные бетонные кольца, опущенные в земляную яму, не обеспечивают должного обеззараживания сточных вод.

СЭС оштрафует вас, если тип индивидуальной канализационной системы не был официально одобрен местной станцией. Дабы избежать подобных нарушений рекомендуется устанавливать только те очистные устройства, устройство которых не является запрещенным в данном регионе.

К выгребной яме или к септику обеспечивают свободный проезд для ассенизаторской машины. Об этом правиле нередко забывают: не учитывают при проектировании и не следуют ему при эксплуатировании станций.

Если при установке септика не была предусмотрена почвенная доочистка стоков, а именно обустройство фильтрующих полей, и хозяин отстойника решит сливать загрязненную воду прямо в ближайший пруд, то совсем скоро к владельцу злополучного септика придут с проверкой соответствующие контролирующие органы.

Слив неочищенной воды в чистый водоем чреват его скорым загрязнением. Такое безответственное отношение к окружающей среде не может быть не замечено природоохранными хозяйствами.

Те, кто уже установил на участке биологические очистные станции ЭКОДИН, даже не догадываются о большинстве вышеприведенных «возможных нарушениях». Все потому, что:

  1. ЭКОДИН – это герметичные сооружения. Из резервуаров данной станции стоки не протекают.
  2. Очищенную воду от автономной канализации ЭКОДИН можно отводить насосом на большие расстояния. Вопрос соблюдения требований санитарных зон между устройствами водоснабжения и водоотведения снимается.
  3. При установке на участке очистной станции ЭКОДИН, подъезд для ассенизаторской машины устраивать необязательно. Переработанный ил можно откачивать самому раз в 3–4 месяца. Объем ила при этом будет составлять 60–90 литров или 5–9 обычных ведер. Откаченный ил используют в качестве удобрения.

Какие есть особенности при монтаже канализации в водоохранной зоне?

Существуют установленные федеральным законодательством водоохранные зоны или места с особыми условиями использования территорий. Водоохранные зоны – это определенная территория, примыкающая к береговой линии водного объекта. Водными объектами считаются: море и его отдельные части, водотоки или реки, озера, водохранилища.

На защищенных законом территориях сточные воды нельзя использовать для удобрения почв. Размер водоохраной зоны зависит от протяженности и ширины водного объекта. Реестр охраняемых территорий, расположенных близ воды, ведет Агентство водных ресурсов России – обратившись к ним с официальным запросом, Вы можете узнать, является ли конкретное место зоной, охраняемой государством.

Если септик или станция биологической очистки располагается в водоохранной зоне – по нормам СанПин 2.1.5.980-00 требуется обеззараживание стоков ультрафиолетом. Благодаря УФ-излучению, оставшиеся в воде вредные микроорганизмы погибают из-за нарушения структуры клеток. После такой процедуры сброс стоков не будет опасен для окружающей среды.

Установку станции биологической очистки с применением УФ-технологий в водоохранной зоне легко согласовать с санитарно-эпидемиологической службой.

В противном случае: обладателю обычного септика без использования высокоэнергетического ультрафиолетового излучения, грозит штраф – по Кодексу РФ об административных нарушениях, Статья 8.

42: для гражданских лиц он составляет от трех до пяти тысяч рублей.

Чтобы большинство вышеназванных проблем не наступило, мы рекомендуем обратиться в компанию, имеющую сертификаты и экспертные заключения на соответствие нормативам. Так Вы обезопасите себя от возможных проблем, связанных с нарушениями законодательства.

Чтобы ознакомиться с ценами на очистные сооружения и купить септик – перейдите в раздел цены на септики.

Теги статьи: канализация в частном доме, нормативные документы, экология

Щелкните по названию темы, чтобы узнать подробнее:

Также Вам может быть интересно:

Возникли вопросы?
Получите бесплатную консультацию: Напишите Ваше имя и телефон с кодом города, мы перезвоним

Источник: https://www.ekodin.ru/info/kto-kontroliruet-ustanovku-kanalizatsii-v-chastnom-dome.html

Вопрос недели: Должен ли Водоканал ремонтировать и устранять аварии на не принадлежащих им сетях водоотведения?

Обязан ли муниципалитет провести водоотведение от моего дома в виде канавы?

Интересует позиция арбитража: должны ли ремонтировать и устранять аварии ресурсоснабжающие организации (в частности Водоканал — в сфере водоотведения) на не принадлежащих им сетях водоотведения, не переданных им в ином порядке (возможно бесхозяйных).

Сообщаю Вам следующее:

Водоканал, как организация водопроводно-канализационного хозяйства, является лицом, ответственным за ремонт и устранение аварий на  водопроводных и канализационных сетях,   если поврежденные или подлежащие ремонту водопроводные и канализационные сети  принадлежат ему на праве собственности или ином законном основании и (или) находятся в границах его эксплуатационной ответственности.

В случае, если указанные сети не принадлежат организации водопроводно-канализационного хозяйства (водоканалу) на праве собственности или ином законном основании и  не находятся в границах его эксплуатационной ответственности, то бремя содержания указанных сетей (в том числе, ремонт и устранение аварий) в силу ст. 210 ГК РФ  возлагается на их собственника или иного законного владельца.

Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона  № 416.

Так, согласно п.

5 статьи 8 Закона № 416 в случае выявления бесхозяйных водопроводных и канализационных сетей, эксплуатация таких объектов осуществляется организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Следовательно, в случае, если  орган местного самоуправления не определил организацию, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных  сетей, а также не передал по  передаточному акту указанные сети организации водопроводно- канализационного хозяйства, то лицом, на которое возложена обязанность по содержанию (эксплуатации) названных сетей является орган местного самоуправления.

Обоснование:

В статье 10 Федерального закона от 07.12.

2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижения риска и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. В частности, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией (подпункт «г» пункта 34 Правил N 644).

В силу подпункта «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.

2013 N 644 (далее — Правила N 644), на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложена обязанность обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.

Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению эксплуатации (в том числе, ремонт и устранение аварий) водопроводных и канализационных сетей, возлагается в силу закона на организацию, осуществляющую водоснабжение, при условии, что либо указанные сети находящихся в границах  его эксплуатационной ответственности  либо  принадлежат ей на праве собственности или ином законном основании.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 644, граница балансовой принадлежностиэто линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; граница эксплуатационной ответственностиэто линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

https://www.youtube.com/watch?v=DloSGrkFtYA

В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 основополагающим при определении границы балансовой принадлежности является установление факта принадлежности объектов водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей владельцам по признаку собственности или владения на ином законном основании.

При этом в случае, если указанные сети не принадлежат на праве собственности или ином законном основании иным лицам и не  значатся также  и в реестре муниципальной собственности, необходимо исходить из следующих положений действующего законодательства.

На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.

2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Следовательно, организация на своей территории водоснабжения входит в обязанность органов местного самоуправления.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны осуществлять водоснабжение и водоотведение населения, принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые, по сути, не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Следовательно, то обстоятельство, что в городе есть водопроводные и канализационные сети, числящиеся как бесхозяйные, не свидетельствует о том, что они действительно являлись таковыми, поскольку в силу закона они подлежат отнесению к муниципальному имуществу после выполнения определенных процедур.

Согласно  ст. 225 Гражданского кодекса  Российской Федерации   бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Положение о распределении обязанностей по эксплуатации бесхозяйных сетей содержится в пунктах 5, 6 статьи 8 Закона  № 416.

в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектовосуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Таким образом, обязанность по обслуживанию и ремонту  бесхозных водопроводных и канализационных сетей возложена на органы местного самоуправления.

Источник: https://ric480.newsmine.ru/2018/07/26/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD-%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D1%80%D0%B5%D0%BC/

Защита Законом