Нужно ли заключать договор с художником на использование изображений картин на печатной продукции?

Как легально печатать картины на футболках?

Нужно ли заключать договор с художником на использование изображений картин на печатной продукции?

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу.

Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году.

Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/printing-deyneka/

Кому принадлежат авторские права на ваш портрет? – Фотографу

Нужно ли заключать договор с художником на использование изображений картин на печатной продукции?

Привет! Меня зовут Света, я фотограф и ретушёр, веду свой инста-блог с креативными образами. Если честно, реакция на мою недавнюю статью повергла меня в шок по части безграмотности населения в юриспруденции. Можете просто зайти сюда и почитать комментарии.

>>> Фотограф! Не отдавай модели исходники!

По сути, сталкиваются интересы двух сторон графа и модели. Давайте разбираться.

Фотография – это объект авторского права, подкатегория искусство, фотограф – владелец. Если вам будет проще с примером из живописи: портрет “Мона Лиза” принадлежит Леонардо да Винчи, не Джоконде. К сожалению, на территории РФ (и не только), как правило, отсутствует уважение к чужому интеллектуальному труду.

Фото из моего инстаграма @loliminti

Если нет договора между заказчиком и фотографом, то авторские права, а значит и полное право распоряжением контентом, принадлежит именно фотографу. По пункту 4 ст.

1259 ГК РФ от автора (фотографа) не требуется регистрация каждой фотографии, как объекта авторского права или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторское право вступает в силу автоматически.

Я за одну съемку делаю от 100 до 600 кадров, представьте, если бы я регистрировала каждый кадр, к какому хаосу это бы привело?

В эру технологий авторское право закреплено за фотографом не только в плане распечатанных снимков, плёнки, отпечатков, негативов, но и цифровой информации, на любом носителе, в любом виде.

Никто не запретит вам публиковать фотографии вашей собачки, пейзажа (за исключением некоторых нюансов, связанных с узнаваемой архитектурой) или сцены, снятой в общественном месте не только в своём портфолио, но и на коммерческой площадке по продаже изображений (фотостоки).

С портретами – всё намного сложнее, потому что здесь происходит, по сути, “конфликт” двух статей, ведь по статье 152.1. ГК РФ права на изображение гражданина закреплены, Сейчас объясню.

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.

Но такое согласие НЕ требуется, если1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях;3) гражданин позировал за плату.

То есть, если вы позировали за плату, оказывая тем самым услуги модели, вас сфотографировали на концерте или в общественном месте, то вы не можете запретить использовать своё изображение. Фотограф в праве распоряжаться фотографией так, как он того хочет.

Под вознаграждением понимается именно выплата денежных средств, предоставление модели готовых фотографий не равно оплата.

Итак, если же модель не позировала за плату (наиболее интересный для нас случай), то соглашение на использование изображения получать необходимо.

Согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет собой сделку (статья 153 ГК РФ), в письменной или устной форме. Я советую заключать подобную сделку именно в письменной форме, потому что она материальна, осязаема и может спокойно храниться у фотографа и у модели в папке с документами.

  • Если вы не хотите, чтобы фотограф (автор) использовал ваше изображение в своих целях, необходимо указать это в письменной форме и ограничить права автора.
  • Заключать договор и выяснять вне нюансы необходимо до фотосъемки.
  • Если автор (фотограф) не должен, по вашему мнению, использовать свои фотографии в своём же портфолио, на стоке и даже социальной сети – вы фиксируете это в договоре.

Всё предельно просто!

В свою очередь, если фотограф хочет использовать ваше изображение на фотостоке, портфолио или в своей соцсети, он обязан получить у вас согласие.

Уверяю, ни один уважающий себя фотосток не принимает работу на коммерческую реализацию без согласия (релиза) модели.

Это объясняется тем, что обязанность доказательства правомерности использования фото гражданина возлагается на лицо, его осуществившее, т.е. на фотографа.

Примерно так выглядит релиз модели на Adobe Stock

Другими словами, если фотограф использовал фото модели, то в случае спора именно ему придётся доказывать, что согласие на такое использование было получено – а именно, показать эту бумажку. Разумеется, при отсутствии договора разрешение этого конфликта будет затруднительно.

Но также Верховный Суд РФ отметил (от 25.12.2018, n 49), что ранее данное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время.

Но при этом лицо, которое обладало правом на использование данного изображения, может потребовать возмещения причиненных ему таким отзывом убытков.

Таким образом, если модель по какой-то причине отменила соглашение по использованию её изображений, фотограф в праве потребовать возмещение материальных убытков, т.н. неустойки.

– А что про ТФП?

Фотограф и модель сотрудничают на взаимовыгодных условиях: фотограф приобретает право использования изображения модели, а модель получает фотографии и право использовать данные фотографии определённым образом, исключая коммерческое использование. Ни фотограф, ни модель в этом случае не получает денежного вознаграждения. Нельзя “отобрать” права ни у одной из сторон даже в этом случае.

Фотограф может передать права модели по лицензионному договору в письменной форме. При схеме TFP предполагается безвозмездность отношений модели и фотографа, соответственно, лицензионный договор в таком случае также является безвозмездным.

Итак, фотограф:

– в праве не отдавать вам ваши же фотографии, потому что это объект интеллектуальной собственности,

– имеет право не удалять у себя исходные фотографии, т.к. это опять же регулируется авторским правом,

– опять же, он в праве не передавать вам исключительное право на исходники (если это не обговорено заранее в договоре), но в то же время, он не может разместить эти фотографии в открытом источнике без вашего согласия.

Это палка о двух концах. Единственное, что может сделать в таком случае фотограф – распечатать ваш портрет, повесить у себя над камином в рамке и прибить табличку “Помни о релизе и вредных моделях!” 🙂

Кстати, факт оплаты услуг фотографа также не является основанием для перехода авторских прав. Оплачивая фотосъемки без заключения договора, в котором предусмотрен переход авторских прав, вы оплачиваете только услуги фотографа.

Подведём итоги:

1) Если модель позировала за плату, то её дальнейшее согласие не требуется, то же самое касается фото в общественных местах. Если вы сфотографировали толпу в переходе метро, вы не обязаны у каждого спрашивать разрешения.

2) Если фотограф хочет использовать фотографию модели в коммерческих целях, он заключает релиз модели.

3) Модель получает исключительные права на фотографии только при заключении лицензионного договора. Если она отказывается от ранее подписанного разрешения на использование изображения граф в праве требовать неустойку.

4) Без договора полные права на фотографии, по сути, заблокированы для обеих сторон граф не может в полной мере распоряжаться изображением гражданина, а модель графиями, защищёнными авторским правом.

5) Ответственность за неправомерное использование объектов авторского права предусмотрена ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1301 ГК РФ, также предусмотрено наказание и за неправомерное использование изображение гражданина.

6) Помните, что фотография – это не только периодическое нажатие на кнопку. Уважайте чужой труд. Заключайте договор, и будет вам счастье. Запрещать фотографу использовать ваше изображение в своём портфолио, но публиковать это фото у себя во всех соцсетях в открытом доступе – как минимум, некрасиво. Суд – это долго и энергозатратно, юрист не бесплатный, нервы не железные.

Мой Instagram

Спасибо за прочтение! Подписывайся на мой канал – я пишу о фотографии, макияже, творчестве и просто о своей жизни.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6d541c2f4ad700aeee0f30/5e3609fba8d2c13a20668806

Авторское право художника и фотографа

Нужно ли заключать договор с художником на использование изображений картин на печатной продукции?
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Нужно ли заключать договор с художником на использование изображений картин на печатной продукции?

Алена Марченко, фото: Роман Яндолин, Vostock-photo

Эти правила в особенности затрагивают изготовителей различных сувенирных товаров, логотипов и дизайнерской продукции. Порой бизнесу сложно разобраться во всех юридических коллизиях, как отмечают юристы, прежде всего это касается малого бизнеса. При этом этот вопрос особенно актуален в Петербурге: в городе много музеев и культурных учреждений, популярных у туристов.

Как зарегистрировать товарный знак или создать продукцию с культурными объектами и не попасть впросак — разбирается dp.ru.

Эрмитаж против

Одним из самых громких случаев по незаконному использованию объектов музейного фонда стал спор между Эрмитажем и дизайнером Ие Йоц, которая использовала на своем сайте и в эмблеме собственного магазина одежды стилизованный монохромный рисунок, отсылающий к картине “Дама в голубом” кисти Томаса Гейнсборо.

Эрмитаж обратился в суд с требованием запретить модельеру использовать изображение без заключения соглашения с музеем.

Как итог — Верховный суд РФ удовлетворил иск, посчитав, что, несмотря на отсутствие у Эрмитажа исключительного права на картину с точки зрения авторского права (ведь не Эрмитаж является автором картины, более того, с момента ее создания прошло более 70 лет и произведение стало по российским законам общественным достоянием), музей, однако, может требовать запрета на использование изображений-отсылок согласно соответствующему российскому законодательству.

Именно такое утверждение вносит закон “О музейном фонде Российской Федерации” (ст. 36). Согласно этому закону запрещается использовать в коммерческих целях и для изготовления продукции изображения музеев и музейных экспонатов, предметов и коллекций без разрешения самих культурных учреждений. Причем касается этот запрет даже фотографий.

Так, в 2018 году суд по интеллектуальным правам встал на сторону музея-заповедника “Павловск”, который предъявил претензии к издательскому дому “Комсомольская правда” и ООО “Директ Медиа” из-за того, что они сфотографировали здания и сооружения, расположенные на территории музея-заповедника для последующего использования в коммерческих целях. Суд посчитал, что на 17 фотографий зданий не распространяются авторские права, потому что закон об авторском праве не доминирует над правами музеев на использование изображений принадлежащих им предметов, зданий и коллекций.

В минувшем июле возник спор между Владимиро-Суздальским музеем-заповедником во Владимире и местными мелкими предпринимателями, которые изготавливали сувенирную продукцию с изображениями местных соборов. Разбирательство практически стало локальным мемом. Художники начали выпускать сувениры, в которых культурные объекты закрывались черным квадратом.

Помимо этого, компании не могут регистрировать в качестве товарных знаков ценные объекты народов России и культурные объекты мирового наследия. Например, не допускаются обозначения в названии торгового знака и изображений в торговых знаках, являющиеся тождественными или сходными с официальными наименованиями и образами культурных объектов (ст. 1483 Гражданского кодекса).

“Роспатент может отказать в регистрации товарного знака не только при наличии в нем изображения музейного предмета, но и если в знаке в принципе содержатся особо ценные объекты культурного наследия.

Такие объекты могут не относиться к Музейному фонду России или даже располагаться за рубежом.

Например, Роспатент обращает внимание на те случаи, когда в знаке содержатся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО”, — объясняет руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али.

В качестве яркого примера Али привел случай с товарным знаком “Агентство Акрополь”. Владельцы знака хотели его сократить до простого “Акрополь”, однако Роспатент посчитал, что тогда возникнет смешение с Афинским акрополем — археологическим памятником мирового наследия ЮНЕСКО. Суд по интеллектуальным правам поддержал эту позицию.

Юридические тонкости

В судебных разбирательствах между бизнесом и музеями порой может быть нужна экспертиза. Ведь могут возникнуть случаи, когда, например, компания использовала изображение нескольких культурных объектов (например, панораму Невского проспекта).

Как рассказал dp.

ru юрист практики по интеллектуальной собственности и информационным технологиям “Качкин и партнеры” Андрей Алексейчук, как правило, суды могут установить факт использования изображения культурного объекта самостоятельно, поскольку это не требует специальных познаний.

Но в случае сомнений суд может назначить экспертизу по собственной инициативе или по ходатайству одной из сторон. Что касается регистрации товарного знака, то Роспатент в обязательном порядке проводит экспертизу заявленного в качестве товарного знака изображения.

“С панорамами, однако, все достаточно интересно. С одной стороны, если объект находится в месте, открытом для посещения (не на территории музейного комплекса), и не является основной частью изображения, то воспроизведение таких изображений, по моему мнению, не будет считаться нарушением.

С другой стороны, в качестве объектов культурного наследия может признаваться сразу комплекс не связанных между собой зданий. Например, в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включен исторический центр Петербурга и связанные с ним комплексы памятников.

И это может повлиять, например, на возможность регистрации товарного знака, в изображение которого включена соответствующая панорама”, — рассказал юрист.

Максим Али из Maxima Legal добавляет, что при отказе Роспатента в регистрации знака можно обратиться в суд по интеллектуальным правам и там привлечь независимого эксперта для судебной экспертизы.

“Ситуация, когда в знаке будут два объекта культурного наследия, с практической точки зрения выглядит экзотично.

В любом случае закон запрещает несанкционированную регистрацию в качестве товарного знака обозначения, сходного до степени смешения с объектом культурного наследия: по определению, может существовать только один сходный до степени смешения объект.

И именно с ним и должно производиться сравнение, а не вообще со всеми объектами, которые могут иметь свое отражение в знаке, но не быть сходными с ним”, — отметил он.

Ярослава Горбунова, старший юрист компании “Городисский и партнеры”, в свою очередь, обращает внимание, что судебная экспертиза может быть назначена в судебных делах подобного толка, но не только в целях определения композиционного доминирования спорного объекта на фотографии, но и в принципе для установления факта воспроизведения музейного предмета или здания музея на изображении. Ведь изображение объекта может быть воспроизведено не только фотографически, но и быть нарисовано художником, иллюстратором или стилистически вписано в дизайнерский объект.

“На наш взгляд, не будет нарушением, если компания разместит, к примеру, на коробке конфет панораму Невского проспекта, на которой будут изображены сразу несколько зданий разных музеев и других объектов культурного наследия, но ни один из них доминировать не будет.

При этом если акцент будет сделан на конкретном здании (композиционно, цветом и т. п.), то нужно будет обратиться к музею, в ведении которого оно находится, с целью получения соответствующего разрешения.

При этом нужно отметить, что музей не обязан давать разрешение любому обратившемуся за ним лицу”, — добавила собеседница.

Как получить разрешение музея

Все опрошенные юристы отмечают, что какой-либо установленной формы для заключения соглашения с музеем нет. Каждое культурное учреждение решает самостоятельно, как им договариваться с предпринимателями. Договор в том числе может заключаться на коммерческой основе, таким образом, музей получает дополнительное финансирование.

На практике это может происходить путем уведомления музея о желании использовать изображения музейных объектов в коммерческих целях, затем идет обсуждение с музеем условий договора и его заключение, считает Андрей Алексейчук из “Качкин и партнеры”.

“Можно увидеть, как это происходит, на примере Государственного Эрмитажа, на сайте которого содержится подробная инструкция по составлению и направлению заявки на получение права воспроизведения изображений музейных экспонатов. После направления такой заявки сотрудники Эрмитажа связываются с заявителем для обсуждения условий предоставления изображений”, — рассказал он.

При этом, считает юрист, не совсем ясно, как квалифицировать договор, который в итоге заключается между музеем и коммерсантом. В доктрине такой договор квалифицируют в качестве договора оказания услуг или как непоименованный договор. Но такая неопределенность не влияет на возможность заключения договора.

“В некоторых случаях музеи сами изготавливают соответствующее изображение культурного объекта и предоставляют такое изображение для использования в коммерческой деятельности. В таком случае, так как фотография является самостоятельным объектом авторских прав, между сторонами может быть заключен лицензионный договор”, — добавил Алексейчук.

Ярослава Горбунова из “Городисский и партнеры” отмечает, что многие музеи Петербурга уже имеют опыт “коммерциализации” своих зданий и экспонатов. Среди них Русский музей, “Петергоф”, Эрмитаж, Музей истории Санкт-Петербурга и др.

“В некоторых музеях приказами дирекции разработаны и утверждены расценки за использование изображений культурных ценностей, находящихся в музее, в некоторых — размер вознаграждения, который определяется индивидуально в каждом конкретном случае”, — рассказала она.

Она также добавила, что право использовать изображения музейных предметов, коллекций и зданий, а также использовать их названия и символику может быть предоставлено музеем по гражданско-правовому договору. Специальной формы законодательство не предусматривает, но свобода договора не ограничивает в этом праве стороны.

“Кроме того, ряд музеев зарегистрировал свои названия и эмблемы в качестве товарных знаков и успешно защищает их в рамках законодательства об интеллектуальной собственности, например парк “Монрепо”, — рассказала Горбунова.

Так, свои товарные знаки имеют Мариинский театр, Дом книги и Императорский фарфоровый завод.

Зачем это музеям

Ярослава Горбунова добавляет, что благодаря таким законам музеи могут получать вознаграждение и сувенирную продукцию для своих собственных магазинов.

Председатель комитета по культуре Санкт-ПетербургаКонстантин Сухенко считает, что подобные способы взаимодействия между бизнесом и культурными учреждениями являются взаимовыгодными.

“Петербург — красивейший город мира. Поэтому желание прикоснуться к этой красоте, ассоциировать свой бренд со знаковыми памятниками, архитектурными ансамблями, произведениями искусства, конечно, велико.

Замечательно, что наши учреждения культуры и бизнес все чаще находят цивилизованные способы использования символов, которые одинаково позитивно работают на имидж как самих брендов, так и города.

Средства от передачи и разрешения использования авторских прав, поступая на счета учреждений, сразу же становятся бюджетными и могут быть потрачены только на благо музеев, библиотек или театров: реставрацию объектов, сохранение и пополнение коллекций, укрепление материально-технической базы”, — рассказал он dp.ru.

Зачастую не все предприниматели знают об правилах использования изображений музеев и музейных объектов. Подобное законодательство является исключительным для России, отмечает юрист Максим Али.

“Хотелось бы сделать еще несколько замечаний. Во-первых, предприниматель может даже не знать, что объект относится к музейным предметам — в суде этот факт может подтверждаться выписками из инвентарных книг и тому подобными доказательствами, к которым обычно есть доступ только у самого музея.

Во-вторых, суды запрещают не только прямое копирование музейных объектов, но и использование их различных переработок (например, дело Ие Йоц и Эрмитажа).

В-третьих, музей ограничен в определении размера своего вознаграждения лишь собственной фантазией: каких-то стандартных тарифов не существует, что сильно осложняет работу коммерсантам”, — считает юрист.

Также он видит противоречия между законом о музейном фонде и законом об авторском праве.

“Исключительное право автора на картину, здание, памятник или другой объект не является бессрочным — через какое-то время такой объект переходит в общественное достояние.

Таким образом, монополия автора ограничена по времени. Сначала правообладатель может извлекать доходы из своей работы. Потом любой может свободно ее использовать.

Иначе наш доступ к культурному наследию был бы неоправданно ограничен”, — добавляет Али.

Но с российскими музеями ситуация совсем иная, считает юрист: “Стоит объекту стать музейным предметом, как решение о его использовании оказывается полностью во власти музея.

Хотя музей, строго говоря, не является единственным адресатом культурного наследия и обычно усилий к созданию работы не прилагает. И после этого, несмотря на переход объекта в общественное достояние, музей может запрещать использование своих ценностей.

И речь идет не только о символике музея или его коллекциях, но и о таких неочевидных вещах, как, например, интерьеры зданий музеев”, — обратил внимание юрист.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2020/01/16/Tovarnij_znak_voprosa__Ka

Защита Законом