Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

Базовые аспекты подготовки юных хоккеистов: сколько и как нужно тренироваться?

Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

Авторы: Павлов А.С., Деев А.Е., Михайлов А.Б, Зеленчев И.В. Детская школа по хоккею ЦСКА, Москва, Россия

Специалисты, работающие в детском и юношеском хоккее, часто задают вопросы, среди которых можно выделить два изначально основных: В каком возрасте ребенку следует начинать обучение хоккею? Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах? Отдельно дискутируется тема оптимального количества тренировок в неделю у хоккеистов различных групп подготовки.

В настоящее время широко распространено ошибочное мнение о необходимости как можно более раннего начала занятиями хоккея. Так в России по примеру зарубежных коллег из Канады детей ставят на коньки уже в 3 года.

При этом, на отборочных просмотрах в хоккейные школы тренеры отдают предпочтение тем кандидатам, которые уже в возрасте 5-6 лет владеют базовыми навыками катания на коньках. А если ребенок приходит в хоккейную школу в более старшем возрасте во многих школах без наличия хоккейного стажа, он не будет допущен даже к просмотру.

Противоположный пример можно видеть в скандинавских странах, когда хоккеем дети начинают заниматься в возрасте 8 лет и позже, что не мешает им попадать в элиту мирового хоккея и представляют свои страны в сильнейших лигах мира. В пример поздней специализации можно привести ряд известных титулованных хоккеистов.

Оуэн Нолан – канадский хоккеист, член сборной Канады, был выбран первым номером на драфте НХЛ и сыграл 18 сезонов в лиге, впервые встал на коньки в возрасте 9 лет.

Известный канадский хоккеист Эд Жовановски начал заниматься хоккеем в возрасте 11 лет, что не помешало ему вместе со сборной Канады завоевать золото Олимпийских игр в 2002 году и долгое время успешно выступать в Национальной хоккейной лиге. Президент ФХР, трёхкратный олимпийский чемпион, выдающийся советский хоккейный вратарь Владислав Третьяк начал заниматься хоккеем в 11 лет.

На международной научно-практической конференции по проблемам подготовки юных хоккеистов, которая прошла в Музее хоккейной славы 23-24 ноября 2017 года, выступали известные хоккейные специалисты.

Среди прочих выступал тренер юниорской сборной России U16 Сергей Голубович, который в своем докладе упомянул, что программы подготовки хоккеистов за рубежом, в частности в Канаде, предусматривают не более 3 ледовых тренировок в неделю для хоккеистов 5-7 лет.

В этом же направлении его мнение поддерживает и тренер молодежной сборной Дании Олаф Эллер.

Основная проблема ранней специализации, по мнению тренеров, заключается в том, что занятия хоккеем с раннего возраста (3-5 лет) способны загубить у детей интерес к данному виду спорта. Однако это не отражает всю суть имеющихся проблем, связанных с ранним началом занятий хоккеем.

В частности при раннем начале занятий хоккеем не учитываются физиологические особенности развития организма – активный рост костей и мышечных структур, формирование связочного аппарата и т.п.

Неучтение данных аспектов провоцирует снижение темпов роста ребенка, а также появление пограничных и патологических изменений в костных и мышечных структурах организма. Еще одна проблема кроется в возможности эффективного освоения ребенком тренировочных заданий.

Необходимо понимать, что процесс подготовки хоккеиста требует от ребенка осознанного отношения к тренировочному процессу и желания учиться. И если ребенок в связи со своими возрастными особенностями не понимает, что от него требуется при выполнении того или иного упражнения, эффективность выполняемой им работы будет стремиться к нулю.

Рассматривая вопрос – «Какова должна быть направленность тренировочных нагрузок в разных возрастных группах?» – следует отметить, что большинство тренеров уверены в необходимости изначальной постоянной работы над развитием так называемых «физических качеств» спортсмена (создание «базы» для последующего роста спортивного мастерства – по Л.П.

Матвееву), именно их ставя во главу угла подготовки хоккеистов. Акцент на развитие в тренировочных занятиях на не существующих на самом деле «физических качеств» (следует говорить не об абстрактных «физических качествах», а о комплексных характеристиках конкретных движений), не приводит к росту спортивного мастерства хоккеистов.

Более того, в силу небезграничности ресурсов и возможностей организма, выполнение спортсменом тренировочной работы, по своей специфике отличающейся от соревновательной хоккейной работы, обуславливает нецелевой расход этих ресурсов и возможностей атлета, снижая его спортивный потенциал и в конечном итоге превращая даже самого потенциально талантливого хоккеиста в обычного середнячка. Более того, в процессе многолетней подготовки хоккеистов, к ним в большей степени предъявляются требования по улучшению в первую очередь именно их «физической» подготовленности – которая зачастую осуществляется в ущерб технической подготовки хоккеистов. В результате несоответствие между «физическим развитием» и мастерством хоккеистов приводит к недостаточной обученности выпускников хоккейных школ и скорому завершению их спортивной карьеры.

Соответственно, отвечая на поставленный выше вопрос, мы утверждаем, что в первую очередь нужно обучать юных хоккеистов правильному выполнению специфических двигательных актов – технических хоккейных приемов – с соблюдением принципов целенаправленности, целесообразности и систематичности при выборе соответствующих средств и методов тренировки.

В подтверждение вышесказанного стоит привести слова канадского специалиста Финна Шона, работающего в настоящее время в спортивной школе «Локомотив» (Ярославль), который в ходе своего доклада на конференции по проблемам подготовки хоккеистов отметил следующее: «Не важно насколько физически и тактически развит хоккеист, он никогда не станет профессионалом, если не умеет кататься и не владеет многими другими техническими составляющими». По мнению указанного специалиста, основными требованиями в организации построения тренировочного процесса среди прочего являются: постоянное обучение различным техническим составляющим (катание, владение шайбой, броски и т.п.) на все этапах подготовки хоккеистов; многократное повторение хоккеистами осваиваемых ими технических приемов – под пристальным контролем со стороны тренера, который должен препятствовать неправильному выполнению хоккеистами предлагаемых им упражнений; увеличение плотности тренировочных занятий за счет организации работы хоккеистов по «станциям»; снижение простоев у хоккеистов во время тренировочных занятий, организация работы по станциям (таким образом, одновременно отрабатывается несколько элементов и задействовано большее число хоккеистов).

Отдельные условия и требования в построении тренировочного процесса были озвучены отечественными и зарубежными хоккейными специалистами на конференции, проводимой Федерацией хоккея России осенью 2017 года.

Тем не менее, при ответе на вопрос о принципах и законах подготовки юных хоккеистов стоит акцентировать внимание на основных аспектах. Эффективность построения тренировочного процесса напрямую зависит от соблюдения двух составляющих: законов системной физиологии и современных основополагающих принципов спортивной педагогики.

То есть, законы системной физиологии (законы адаптации в частности) – являются естественнонаучной основой тренировочного процесса.

Согласно реально действующим законам адаптации:

1. Организм всегда работает как целостный механизм и формирует конкретные двигательные акты в строгом соответствии с условиями, в которые он поставлен.

2. Любая деятельность организма предельно специфична как по внешним ее параметрам, так и по внутренним (структурно-функциональным) характеристикам работы организма.

В целом эта специфичность определяется структурой и характеристиками самой деятельности и уровнем функциональной готовности организма к ее совершению.

Не существует движений «вообще», и с этих позиций следует признать «незаконным» существование в спортивной педагогике терминов «общая физическая работоспособность» и «общая физическая подготовка».

Повышение уровня тренированности спортсмена зависит от позитивных (по отношению к требованиям данного вида спорта) структурно-функциональных (адаптационных) изменений в физиологических компонентах, обеспечивающих специфическую (соревновательную) деятельность организма атлета. При этом позитивность или негативность таких изменений всегда должна оцениваться по их влиянию на результаты соревновательной деятельности.

3. Адаптационные изменения в организме спортсмена всегда соответствуют специфике осуществляемой им тренировочной деятельности.

При этом насколько специфичны двигательные акты, осуществляемые спортсменом в процессе тренировки, столь же специфичны энергетические и субстратные затраты организма, совершающего некую конкретную работу, и столь же специфичны восстановительные процессы. И соответственно, как нет «движения вообще», так не может существовать «восстановления вообще».

4. Стабильные системы конкретных двигательных актов формируются в результате многократного стандартизованного повторения конкретных движений. Данное положение крайне важно для его использования в работе над освоением атлетами технических элементов спортивных движений, равно как и для работы над повышением уровня специальной тренированности спортсменов.

Обучение конкретному движению (техническому элементу) происходит в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления.

Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется.

Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает.

Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а)      «внутренней», связанной с адаптационными изменений в организме; б) «внешней», вызванной неправильной методикой обучения.

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык или другой по специфике формируемый навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления требуемого спортсмену навыка.

Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах этих двигательных действий. Отрицательный перенос – это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся или формируемый навык затрудняет образование требуемого спортсмену двигательного навыка.

Это происходит при отсутствии сходства в основных звеньях двигательных актов.

Соблюдение вышеперечисленных принципов и законов – единственный способ достижения желаемого роста спортивного мастерства юных спортсменов, проявляющееся в обучении множественным составляющим хоккея, которые в конечном итоге формируют спортивный результат, за минимально необходимый промежуток времени, искусственно не удлиняя процесс обучения конкретным хоккейным элементам.

Источник: //cska-hockey.ru/fanzone/likbez/bazovye-aspekty-podgotovki-yunykh-khokkeistov-skolko-i-kak-nuzhno-trenirovatsya/

Хоккейный тренер рассказал, как распознать в ребенке будущего Овечкина или Малкина

Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

На прошлой неделе юные хоккеисты из клуба «Галактика» в Королеве стали победителями областного турнира «Золотая шайба».

Ребята уже несколько раз выигрывали чемпионат Подмосковья, а четыре года назад победили на всероссийских соревнованиях. Хоккеисты планируют повторить триумф и в этом году на «Золотой шайбе» в Сочи.

В чем секрет успеха команды из Королева и как распознать в десятилетках будущих Овечкиных и Малкиных, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

Неестественное состояние

– Хоккей – это искусственный вид спорта, и отобрать людей для хоккея гораздо сложнее, чем, например, для футбола или легкой атлетики, – уверен президент ХК «Галактика» Илья Мадонов. – Это вид спорта, в котором человек находится в неестественном для него состоянии. На ногах коньки, в руках клюшка, на голове шлем.

Детская команда на базе «Галактики» существует в Королеве восемь лет. Если первый год после создания ребята просто «катались» по турнирам, то во втором сезоне уже заняли третье место в области. Через год стали вторыми, а спустя еще один год завоевали золото. Дальше – больше: в 2015 году ребята 2008–2009 годов рождения выиграли Всероссийский турнир «Золотая шайба» в Иваново.

– Секрет успеха в команде, – говорит Мадонов. – У нас нет эгоистов, нет дрязг. Я все это вывожу «каленым железом». У нас нет единоличников и тех, кто тянет одеяло на себя. Нет незаменимых. Все стараются как могут, все работают.

Еще один секрет успеха королевских хоккеистов – на местных соревнованиях они предпочитают играть с соперниками на год старше. Президент клуба уверен – эта маленькая стратегическая хитрость помогает ребятам тренироваться перед серьезными турнирами. Поэтому на «большой» игре, они проходят соперников «как нож масло».

Ноги «уточкой»

Отбор в детскую хоккейную команду «Галактика» достаточно жесткий. Президент клуба и тренер Александр Усспасский категоричны – нужно сразу сообщить родителям, есть у ребенка способности к хоккею или нет.

– Талант и физическая предрасположенность в хоккее играют огромное значение, – продолжает Мадонов. – Сразу видно, сможет ли мальчик играть.

Например, если он встал на коньки и ноги «уточкой» – ступни развернуты внутрь – кататься не сможет. Если ноги стоят ровно, но при катании он ставит коньки параллельно друг другу – это фигурист или лыжник.

А вот если хочет отталкиваться, предрасположенность есть – поехали!

По словам тренеров, физически будущий хоккеист должен быть сложен пропорционально, тогда с ним можно работать. Важно и то, как спортсмен использует мозг – сможет ли игрок быстро принимать решения в критической ситуации?

«ИЗВЛЕЧЬ ВСЕ»

– Овечкин и Малкин – это люди, которых выбрали из 1200 человек, – приводит статистику Илья Мадонов. – Через нас прошло 560 человек, пока мы нашли нашего капитана – 10-летнего Матвея Кудрявцева. Собирать хоккейную команду – это как золото мыть, только еще труднее.

Матвея четыре года назад в клуб привел папа. Пару месяцев мальчик из-за стеснительности даже не хотел кататься, сидел в сторонке и наблюдал за игрой. Мадонов и Усспасский сразу отметили – у парня отличная голова.

В шесть лет ребенок превосходно играл в шахматы. Через некоторое время желание играть в хоккей взяло верх над стеснительностью, и мальчик встал на коньки. «Человек, развитой не по годам – и физиология, и тактика, и стратегия.

На нем держится вся команда», – говорит про Матвея Мадонов.

– На льду мне больше всего нравится забивать голы, – признается юный хоккеист. – Как капитан я всегда должен поддерживать ребят, а в перерывах между периодами говорить, что они неправильно делают и что нужно исправить. Это достаточно сложно, нужно на поле быть и в защите, и в нападении, руководить игрой.

Вратарь ХК «Галактика» Алексей Живулин играет в хоккей с пяти лет. Сперва гонял шайбу в поле, но когда тренер увидел быструю реакцию мальчишки, предложил занять место вратаря.

– На вратарях больше ответственности, от них во многом зависит исход матча, но кататься все-таки мне нравится меньше, чем стоять на воротах, – признается Алексей. – Главное, если во время игры пропустил шайбу – не расстраиваться, иначе «поплывет» вся команда. Надо всегда быть в форме и стараться извлечь из себя все, чему ты научился.

– Поздравляю хоккеистов из подмосковной команды «Галактика» с победой на II этапе Всероссийских соревнований клуба юных хоккеистов «Золотая шайба», – говорит министр физической культуры и спорта Московской области Роман Терюшков. – Спортсмены уже трехкратные победители финальных соревнований Московской области и триумфаторы финальных Всероссийских соревнований сезона 2015 года. В этом году они снова завоевали путевку во Всероссийский финал клуба «Золотая шайба». Желаю хоккеистам из Королева показать максимум на финальном этапе в Сочи. Пускай удача будет на их стороне, а их мастерство поможет им повторить успех четырехлетней давности и завоевать кубок Всероссийского финала.

Источник: //mosregtoday.ru/culture/hokkeynyy-trener-rasskazal-kak-raspoznat-v-rebenke-buduschego-ovechkina-ili-malkina/

Тренер по хоккею

Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

Хоккей – зрелищный, социально значимый, перспективный вид спорта, дающий шансы на олимпийское чемпионство. Поэтому профессия тренера по хоккею престижна и востребована.

Цель программы – дать слушателю понимание профессии тренера по хоккею, рассказать о рабочих буднях, карьерных и финансовых перспективах.

  • Знать основы законодательства, регулирующего тренерскую деятельность.
  • Понятно объяснять спортсменам суть и цель упражнений, показывать их выполнение на личном примере.
  • Проводить беседы о пользе физической культуры и спорта, прививать любовь к хоккею.
  • Руководить состязательной деятельностью хоккеистов, следить за справедливостью судейства.
  • Обсуждать с игроками результаты тренировок с помощью видеоматериалов.
  • Контролировать прохождение спортсменами медосмотров, планировать тренировки и участие в соревнованиях с учетом состояния их здоровья.
  • Поддерживать дружественную атмосферу в команде, разрешать конфликты между игроками.
  • Воспитывать волю к победе, выносливость, уважение к соперникам.
  • Соблюдать правила техники безопасности при проведении тренировок и участии в соревнованиях.
  • Помогать спортсменам справляться со стрессом во время матчей.
  • Проводить отбор хоккеистов в команду, выявлять перспективных игроков.
№пп Наименование дисциплинОбщая трудоемкость, в акад. часах   Работа обучающего в СДОФормы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Лекции ТестированиеПрактические занятия 
1 Теория и методика физической культуры463646ДЗ
2 Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена6236818З
3 Организация эффективного отбора спортсменов. Подготовка к соревновательному процессу2818463
4 Комплексная организация тренировочного процесса 46 36 46 З
5 Технологии и методики обучения базовым (циклическим) видам спорта5418 8 18 ДЗ
6 Технологии и методики обучения базовым (ациклическим) видам спорта 54 18 8 18 ДЗ
7 Основы и способы оказания первой помощи  28 18 4 6 З
8 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни  24 16 2 6 З
9 Методология подготовки высококвалифицированных спортсменов по хоккею 46 36 4 6 ДЗ
Итоговая аттестация  12Итоговый междисциплинарный экзамен
ИТОГО400

1. Мы разработали образовательную программу так, чтобы обучение давалось легко без потери качества. И слушатели проходили профессиональную переподготовку до конца, не бросали на полпути из-за огромного объема информации и сложных заданий. Могли совмещать обучение с работой или параллельным образованием.

  • Курс сжатый, но качественный. Педагоги отобрали для лекций и вебинаров самую важную информацию, основываясь на требованиях профессиональных стандартов, ФГОС, личном трудовом опыте. Теоретические материалы изложены понятным языком, в концентрированном виде, без «воды» и лирических отступлений не по теме.
  • Выполнять практические задания, сдавать тесты и зачёты можно в удобное время в пределах учебного графика.
  • Мы помогаем слушателям не бояться тестов, зачётов, экзамена. Например, даём 7 попыток, чтобы сдать итоговый междисциплинарный экзамен. Тесты по промежуточным модулям и дисциплинам можно сдавать неограниченное количество раз.

2. Слушатели получают доступ к системе дистанционного обучения (СДО). За время прохождения курса они знакомятся с учебными материалами, выполняют задания, загруженные в СДО. Проходят промежуточные тестирования и итоговую аттестацию.

3. Мы используем несколько видов контента для теоретической подготовки по программам профессиональной переквалификации.

  • Материалы курса – методички, лекции по программе. Тексты учебных материалов загружены в СДО в виде word-файлов. С ними удобно работать: копировать или выделять нужную информацию, скачивать, распечатывать.
  • Библиотека вебинаров. Каждый вебинар посвящен одной теме.

4. Практическая подготовка слушателей основана на проработке типичных рабочих моментов. Мы даем творческие задания, учим составлять планы занятий, которые пригодятся в «полевых условиях».

  • Вы осваиваете новую профессию с достойной оплатой труда.
  • Вы знаете, как тренировать хоккеистов, чтобы они побеждали в соревнованиях.
  • Вы получаете диплом образца, установленного государством. Вы повышаете свою конкурентоспособность среди коллег, у которых такого документа нет.
  • Тренер по хоккею может работать в СДЮШ, секциях, клубах, школах олимпийского резерва.
  • По окончании обучения регистрационные данные выданных документов вносятся в Федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».

Для поступления на обучение гражданам Российской Федерации вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Диплом о высшем образовании (диплом бакалавра, специалиста, магистра) или диплом о среднем профессиональном образовании.
  2. Документ, удостоверяющий личность и гражданство.
  3. Справку с места учёбы для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования (при необходимости).
  4. Свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Посмотрите программу Изучите учебный план Ознакомьтесь с отзывами

№пп Наименование дисциплинОбщая трудоемкость, в акад. часах   Работа обучающего в СДОФормы промежуточной и итоговой аттестации (ДЗ, З)
Лекции    Тестирование   Практические занятия 
1 Теория и методика физической культуры463646ДЗ
2 Биомеханика физических упражнений. Спортивная гигиена6236818З
3 Организация эффективного отбора спортсменов. Подготовка к соревновательному процессу2818463
4 Комплексная организация тренировочного процесса463646З
5 Технологии и методики обучения базовым (циклическим) видам спорта  5418818ДЗ
6 Технологии и методики обучения базовым (ациклическим) видам спорта5418818ДЗ
7 Основы и способы оказания первой помощи    28   18   4   6   З
8 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни    24   16   2   6   З
9 Методология подготовки высококвалифицированных спортсменов по хоккею463646ДЗ
Итоговая аттестация  12Итоговый междисциплинарный экзамен
ИТОГО400

Все было просто, доступно и понятно, начиная от процесса поступления и заканчивая самим обучением. Был рад совместной работе

Семенов Илья Борисович, Ростов-на-Дону

Смогла совмещать одновременно учебу здесь, семью и работу. Если что, шли на встречу, а еще есть платеж в рассрочку, что оказалось очень удобным

Гордеева Светлана Павловна, Омск

Очень удобная система обучения, гибкий график для изучения различных блоков тем, тестирование для закрепления пройденного материала.

Сомова Ольга Андреевна, Воронеж

Загрузить ещё…

Источник: //nadpo.ru/do/trener-po-izbrannomu-vidu-sporta-khokkey-s-prisvoeniem-kvalifikatsii-trener-po-khokkeyu/

Гонка за результатом — путь в никуда

Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

Здорово, что в последнее время в хоккейные секции нашей страны приходит всё больше детей. Однако мне совершенно не нравится, что родители начинают гнаться за результатом, из-за чего детский спорт теряет смысл.

Он становится жестким и бессердечным, а главное, такой подход — прямой путь к поражению.

Чтобы ваш ребёнок не потерял к 14 годам здоровье или не начал испытывать отвращение к спорту через несколько лет после начала занятий, следуйте девяти основным советам.

ЗАИНТЕРЕСУЙТЕ РЕБЁНКА
Самое простое — дать ребёнку в руки айпэд или включить телевизор и пойти заниматься своими делами. Но если хотите, чтобы ваше дитя добилось успеха в спорте, сократите количество просмотров мультфильмов и удалите половину игр с гаджетов. Лучше дайте ему в руки мяч и выйдите с ним во двор.

Ведь у вас наверняка найдётся полчаса в день, чтобы составить ему компанию. Он должен бегать, прыгать, лазить, а не сидеть весь день на диване. Самое важное — всё должно идти через игру. Желание у ребёнка обязательно будет, главное, чтобы оно было у вас.

В ином случае высока вероятность, что, когда вы отведёте его в секцию, он станет чемпионом по болтовне или лежании на боку.

ОЦЕНИТЕ СПОСОБНОСТИ
Это важно, чтобы понять, в какой момент ваш ребёнок готов сделать первые шажочки в большом спорте. Он должен уметь не только попадать с первого раза по мячу и стоять на одной ноге, но и быть готовым к занятиям с психологической точки зрения.

Найдите хорошего тренера

Ведь мама останется в раздевалке, а ему предстоит остаться в компании тренера и других детей. Он должен быть готов к этому, а ещё уметь слушать и знать элементарные команды: вперёд, назад, вправо, влево.

Не думайте, что чем раньше вы отдадите ребёнка в секцию, тем быстрее он станет чемпионом.

Если он не готов к занятиям, не успеете оглянуться, как дети, пришедшие на год позже, догонят и перегонят вашего ребёнка.

НЕ ОТДАВАЙТЕ ЕГО СРАЗУ В ХОККЕЙ
Сейчас многие хоккейные школы и тренеры настолько зациклены на результате, что уделяют слишком много времени специализированной подготовке, хотя в первый год обучения хоккеист должен меньше времени заниматься с шайбой и больше работать в зале.

Но многие тренеры вовсе не уделяют внимание общей физической подготовке, почему-то считая, что ОФП — это исключительно занятия со штангой и работа на выносливость, а ловкость и гибкость развиваются у ребёнка сами собой. В итоге в 12 лет дети не умеют даже кувыркаться, зато начинают работать с весами.

Нет, если хотите, чтобы ваш ребёнок стал тафгаем — пожалуйста, а если для вас образец успешного хоккеиста Павел Дацюк, делайте растяжки, гнитесь, плавайте и уделяйте больше внимание упражнениям на координацию.

Их можно делать дома, а если лень читать специальную литературу, сейчас на каждом углу есть частные школы, где вашего ребёнка обучат элементарным, но от этого не менее важным упражнениям.

КАТАТЬСЯ УЧИТЕСЬ У ФИГУРИСТОВ
Самый идеальный вариант — отдать ребёнка на некоторое время в фигурное катание. Это не только один из самых сложных координационных видов спорта, но и младший брат хоккея. Преимущество фигурного катания в том, что здесь в первые годы обучения делают упор именно на катание, а как раз это и нужно будущему хоккеисту.

Упражнения на катание — ахиллесова пята большинства хоккейных тренеров. Либо они не знают, как поставить катание, либо просто не уделяют этому достаточного внимания, предпочитая как можно быстрее переходить к работе с клюшкой и шайбой. А в фигурном катании вашего ребёнка не только научат кататься, но и сделают гибким и ловким.

К тому же фигуристом можно стать и в три года, и в четыре, в то время как набор в хоккейную группу чаще всего начинается с пяти лет. То есть вы ничего не теряете. Да, возможно, вы разобьёте сердце тренеру по фигурному катанию, который искренне надеялся сделать из вашего чада второго Плющенко, зато прийдя в хоккейную секцию, он уже будет уверенно стоять на коньках.

Отнять этого там уже никто не сможет, а вот научить — большой вопрос.

НАЙДИТЕ ХОРОШУЮ ШКОЛУ…
Сложная задача, учитывая, что во многих городах всего одна-две хоккейные школы. Но если есть выбор, используйте его. Близость катка от общеобразовательной школы — один из самых важных моментов в этом вопросе. Ведь, отдавая ребёнка в спорт, нельзя забывать об учёбе.

Не каждый будет играть в КХЛ, поэтому нужно стараться успевать везде, а это проще сделать, когда каток и школа недалеко друг от друга. И не забывайте: когда ребёнок повзрослеет, он вряд ли захочет, чтобы вы сопровождали его по дороге на занятия.

Но каким бы самостоятельным он ни был, каждодневные путешествия из одного конца города в другой — не самый лучший вариант.

… И ХОРОШЕГО ТРЕНЕРА
Но самое главное в хоккейных школах — не местоположение и даже не наличие современного зала для игр или бассейна. Главное — найти своего тренера. Он будет не только учить ребёнка играть в хоккей, но и в какой-то степени делать из него человека.

Заинтересуйте ребёнка

Тренер должен знать предмет и быть отличным психологом. Сразу бегите от тех, кто без конца повышает голос. Либо через некоторое время он отобьёт у детей желание заниматься, либо, самое плохое, разовьёт в них комплексы. Остерегайтесь тренеров, которые любят собирать деньги на непонятные нужды или устраивать дополнительные подкатки.

Их интересует не ваш ребёнок, а ваш кошелёк. Такие «специалисты» будут формировать состав далеко не по спортивному принципу. Тренер должен быть сосредоточен на тренировочном процессе, а не на ремонте раздевалки. И помните: успешная карьера игрока — не гарантия того, что он будет классным тренером. Теория и практика — совершенно разные вещи.

Особенно на начальном этапе подготовки.

КУПИТЕ ХОРОШИЕ КОНЬКИ
Комплект детской хоккейной формы — достаточно дорогое удовольствие. Если есть проблемы с финансами, лучше обеспокоиться этим заранее. Не бойтесь промахнуться с размерами и сделать небольшую поправку на вырост. Шлем, щитки, налокотники, нагрудник и шорты обычно служат не один год, и даже самые простые защитят ребёнка от серьёзных повреждений.

Совсем без защиты кататься, конечно, не нужно, но и гнаться за последними новинками в таком возрасте не стоит. Это касается даже клюшек. А вот к выбору коньков нужно подойти серьёзно. Стоячий хоккеист никому не нужен, а чтобы ваше чадо быстро бегало, коньки не должны напоминать две большие гири.

Лёгкие и хорошо защищённые коньки стоят дороже, зато избавят ребёнка от каких-либо неудобств.

НЕ ГОНИТЕСЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТОМ
И вот мы вернулись к началу нашего разговора. Не нужно сверхурочно заставлять детей тренироваться. Придёт время — они сами поймут, когда нужно заниматься до седьмого пота, и здесь работа на фоне усталости будет давать плоды.

В раннем же возрасте она только портит технику. В детстве надо получать удовольствие. Если ребёнок встаёт на тренировки лучше, чем в школу, если он просится на занятия с температурой 38,0, значит вы всё сделали правильно.

Большим хоккеистом станет не тот, кто будет быстрее всех кататься в детской команде или забивать по три гола за игру, а кто каждый день будет получать удовольствие от занятий и знать, к чему он стремится.

Вам, родители, нужно только создать правильные условия для роста ребёнка, развивать в нём любовь к игре, трудолюбие и поддерживать на протяжении всего пути.

Не гонитесь за результатом

Источник: //www.championat.com/hockey/article-3220333-9-sovetov-roditeljam-budushhikh-khokkeistov.html

Игорь Ларионов: «В детском хоккее не может быть насилия. Таких тренеров нужно отстранять!»

Нужно ли проф образование тренеру детской хоккейной команды?

Я беседовал с Игорем Ларионовым в «Лужки. Клуб», где в выходные проходит Кубок легенд. В первом матче «Спартак» обыграл «Крылья Советов». Во втором ЦСКА победил московское «Динамо», на лавке которого мы встретили даже Зинэтулу Билялетдинова. Пусть и на уровне ветеранов, но Билл вернулся в профессию!

Ларионов играл за ЦСКА, а перед этим в час дня провел мастер-класс для маленьких детей. Как признался Профессор, с таким возрастом он еще не работал. Но было интересно.

Открыть видео

«Нельзя воспитывать детей в страхе»

— Вы увидели искру в глазах детей? Горят ли они хоккеем? Что вы скажете о мастер-классе?

— Приятно, что малыши увлечены игрой. Они внимательно слушали. И было видно, что у них получается.

— После молодежного чемпионата мира вы видите бум в нашем хоккее?

— Я думаю, да. Этим все подкреплено. Успешные выступления сборной России позволяют привлекать больше молодежи в игру. Наверняка мальчишки смотрят такие турниры. И у них есть мечта и желание тоже выступать на чемпионатах мира и Олимпиадах.

Игорь Ларионов / © ФХР

— В интернете появилось видео, как успешный тренер, который воспитал много мастеров, тоже работает с маленькими детьми. Стучит им клюшкой по шлему, толкает на лед. Брутальные методы воспитания. Что вы об этом думаете?

— Я считаю, это безобразие. Мы не можем иметь насилие в детском хоккее. Люди, которые так поступают, должны быть в хоккее очень далеко от воспитания детей. Да, вокруг этой ситуации поднялась волна резонанса. Кто бы это ни был… Когда дело касается детей, такого быть не должно.

Если мы хотим воспитывать правильных хоккеистов и граждан, то этих тренеров нужно отлучать от спорта на долгое время. Я не знаю, кто они. Но можно разобрать по видео. Им не место в хоккее. Они воспитывают детей в страхе. В нашей стране это не нужно.

«Ни один игрок не может быть выше, чем команда»

— Вас вдохновила победа сборной России на юношеской Олимпиаде?

— Любая победа важна. Но тут надо сделать правильный анализ. Порадовала хорошая игра. С другой стороны, надо понимать, с кем мы играли. Какие соперники приехали на Олимпиаду, были ли там сильнейшие хоккеисты. Эту победу нужно оценивать трезво.

Естественно, ребята молодцы. Показали очень красивый хоккей. Надо отметить и тренеров, и игроков. Но не нужно впадать в эйфорию. Потому что через пару лет финны, канадцы, американцы, кто были незаметны сейчас, выйдут на другой уровень. Ну, а шведов и чехов вообще не было на Олимпиаде. Важно не ошибаться в оценках, не делать быстрые выводы.

Открыть видео

— Можно ли сейчас захваливать звезд юниорки Матвея Мичкова, Ивана Мирошниченко? Отлично играют парни! Или им это пойдет во вред?

— Всегда можно похвалить мальчишек. Но это командная игра. Когда побеждает сборная России, к этому причастны все. Поэтому очень важен каждый игрок.

Можно давать большие эпитеты этим двум парням. Но раньше времени нет смысла их превозносить. Игра меняется очень быстро. Те, кто сегодня не попал в сборную, уже завтра будут стучаться в двери. Поэтому так важно воспринимать свой успех правильно.

Открыть видео

— А реально ли понять по 15-летнему мальчику, вырастет ли из него новая звезда?

— Да, вы правы. Во время Олимпиады я сидел на матчах с одним из главных представителей Центрального скаутского бюро. Он записывал много данных о ребятах. И объяснял мне, что уже мониторит таких юниоров.

Есть очень интересные команды и мальчишки. Но я бы не спешил говорить, что все станут суперзвездами. Даже те, кто лидер сегодня, могут ими не быть через год-два. Необходимо большое терпение.

— А как сделать, чтобы ребята не потерялись?

— Тут важно воспитание в коллективе. Важен тренер. Ни один игрок не может быть выше, чем вся команда. В этом суть хоккея. И эту мысль нужно доносить до мальчишек.

Я разговаривал перед финалом с Мичковым. Беседовал с американцами. По хоккеисту всегда видно, как он играет на команду. В таком случае его личная статистика будет высокой.

«Подготовка к новому МЧМ уже началась»

— Вы довольны, что молодые ребята наконец-то начали проявлять себя в КХЛ? Морозов, Марченко, Подколзин…

— Я этому очень рад. Пришло их время. Может быть, даже с опозданием. Мы теряем большой пласт игроков, которые могли бы уже сейчас быть на ведущих ролях в своих клубах КХЛ.

Я рад и тому, что парни играют в правильный хоккей. Смотреть приятно! Надеюсь, это не какой-то всплеск, а их стабильная игра. Возможны подъемы и спады. Но тренеры должны понимать, что эти ребята — будущее нашего хоккея. Им нужно доверять. И давать право на ошибку.

Матч между командами ЦСКА и СКА / © Василий Пономарев / Sportbox.ru

— Можно ли сказать, что вы уже сейчас начали подготовку к молодежному чемпионату мира-2021? Какие ваши планы?

— Я пока планирую поехать в Чехию, чтобы посмотреть Кубок Пяти наций. Там сборная России проведет первые три матча со шведами, финнами, американцами. Что мы имеем по ребятам 2002 года рождения?

Хочу познакомиться с игроками, посмотреть на них со стороны, понять их мастерство и коллективизм. Потом в апреле в Детройте пройдет юниорский чемпионат мира. Там тоже планирую быть. Надо посмотреть пять-шесть человек, которые будут стучаться в двери молодежной сборной России на новый сезон.

Наш цикл не прекращался. Важно никого не упустить. Смотреть нарезки или видеть живьем — тут большая разница. Как ребята играют под давлением, как выдерживают серьезных соперников. Когда ты в тяжелых ситуациях, когда нужно проявить свои лучшие качества. Вот таких игроков мы и будем искать.

«Когда вы так воспитываете детей, они вырастут в моральных уродов»

А вот что об истории с агрессивным тренером, который бил детей клюшкой по шлему, думают другие ветераны.

Александр Кожевников, дважды олимпийский чемпион: «Бить детей вообще нельзя. Категорически! А тот тренер и раньше такими выходками отличался, только тогда клюшек не было. Абсолютная деградация.

И кем вырастут такие дети? Идет ведь воспитательный процесс. Да, тренер подготовил того же Ивана Телегина. Но в каком году? Где новые мастера? Они что, идут на потоке?

А в плане воспитания детей — это просто убийство. В любой стране Европы и в Америке этот человек уже сел бы в тюрьму минимум на три года.

Ко мне когда-то приходили родители, с чьими детьми работал тот тренер. Я им ответил: идите в суд, и будем разбираться. Что важнее — хоккей или морально-этические нормы? Мы в первую очередь воспитываем не хоккеистов, а граждан общества. И кем они вырастут?

Только вот в суд никто из родителей не подал. И тогда тренера не отстранили. А ведь детей трогать вообще нельзя. Они в моральных уродов вырастут. И потом сами по жизни будут всех бить по голове».

Виталий Прохоров, олимпийский чемпион: «Я честно пытался посмотреть ролик, его где-то уже удаляют. Дальше не стал ковыряться. Так скажу: профессионал может увидеть, идет ли целенаправленный удар клюшкой или просто касание.

Но мое мнение: так делать нельзя. Нужно держать себя в руках. У нас вообще большая проблема с тренерскими кадрами. Не так много специалистов с высоким интеллектом и пониманием, что нужно делать с ребятами, начиная с маленького возраста.

Никакой физический контакт с детьми вообще не приветствуется. Поддержать, хлопнуть по плечу с улыбкой, сказать что-то на позитиве — так можно. Бить и наказывать — ни в коем случае».

Александр Мостовой, футболист: «В футболе тоже могут ударить ребенка. Вот в мое время было все. И били по разным местам, и на стрелки ходили, и чего только не было. Поэтому, может, только единицы вылезли из того поколения. Это часть футбольной жизни.

Но не надо переходить границы. У всех есть дети, у меня тоже. Я на них крикнуть могу. Но чтобы ударить — ни в жизни! Никогда, это запрет».

Источник: //matchtv.ru/hockey/matchtvnews_NI1144882_Igor_Larionov_V_detskom_khokkeje_ne_mozhet_byt_nasilija_Takih_trenerov_nuzhno_otstranat

Защита Законом