Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

Как оформить самозахват земли в собственность в 2020 году

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

Все земельные участки должны использоваться по назначению. Это предписано Земельным кодексом и законами о землеустройстве. А как быть с самозахватом земель? Порой самовольный захват земли идет на пользу – «ничейные» земли облагораживают.

Но иногда, граждане сталкиваются с беззаконием в отношении своего собственного участка со стороны соседей – куда тогда жаловаться при самозахвате? В статье разберем что называют самозахватом земли с точки зрения закона и как оформить самозахват земли (излишки земли) в собственность по новым правилам 2020 года.

Выясним куда обращаться при самозахвате вашего земельного участка соседями или третьими лицами, и какая ответственность предусмотрена за самозахват в 2020 году.

Что называют самозахватом земли

Земли ничейными не бывают. Они всегда кому-то принадлежат по праву. Самозахват земли – это использование ее без соответствующих на это прав.

Согласно статьям 60, 76 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Ограничение доступа к землям и возведение построек без разрешающих на то документов, карается законом.

На практике сплошь и рядом случается такое, что граждане долгие годы пользуются землей без правоустанавливающих документов, и многие из них даже не задумываются, что эту землю могут изъять из оборота объявив самозахватом. Чтобы не случилось неприятностей, право на земельный участок стоит узаконить. Как оформить самозахват земли по закону 2019 года и куда для этого следует обратиться?

– В органы местной власти:

Если на земельный участок не оформлена частная собственность, значит он принадлежит государству. В любом случае, местные органы власти – вот первая инстанция, куда надо обратиться, чтобы выяснить как оформить самозахват земли. Администрация поможет выяснить кому по праву и на каких основаниях принадлежит земля.

Для того, чтобы оформить самозахват муниципальной земли в собственность следует обратиться в органы местной власти с заявлением. Госорганы рассматривают заявление и сообщают, какие действия необходимо предпринять для оформления права собственности и какие документы для этого предоставить.

Есть общий порядок обращения, установленный Земельным кодексом (ст.

39), но также существуют различные подзаконные акты местной власти, которые в каждом регионе могут выдвигать свои дополнительные требования. Здесь положительным результатом будет то, что вам предложат выкупить земельный участок у государства за символическую плату (как правило, это 15% от кадастровой стоимости), или же предоставить участок бесплатно.

Правда для этого, следует немало побегать по инстанциям и собрать нужную документацию, но результат того стоит.

– К собственнику земли:

Если земли, которые используются незаконно принадлежат юридическому или физическому лицу, которому нет до земельного участка никакого дела – то здесь можно договориться с собственником, чтобы пользоваться землей на законных основаниях – купить землю или взять в аренду. В противном случае, если не узаконить самозахват земли, собственник может обратиться в суд и тогда штрафов не избежать.

– К кадастровому инженеру:

Когда выяснится, что органы власти дают добро на оформление самозахвата еще одной необходимостью станет поставить землю на кадастровый учет. Для этого нужен межевой план новообразованного земельного участка. Его подготавливает кадастровый инженер. Узнать цены на межевой план и другие кадастровые работы в вашем регионе возможно при помощи онлайн калькулятора-расчета стоимости работ. 

– В судебные инстанции:

Споры между соседями дачных участков в СНТ за свои кровные 6 соток при установке забора тоже случаются. Такие споры о самозахвате чаще всего решаются в суде. Но лучше всего договариваться на месте в досудебном порядке. Для этого надо провести межевание и узаконить свои границы, подписав акт согласования с соседями.

Москвичам можно получить бесплатную юридическую консультацию по земельным вопросам и спорам тут: //suden.ru/zemelnoe-pravo/ – для граждан Москвы и области.

Сколько можно оформить земли при самозахвате по закону – прирезка к основному участку

Чаще всего встречается самозахват излишек земли в СНТ на дачных участках. При этом, мало кто знает, что прирезка земельного участка до 10% за счет прилегающей территории – это вполне законная процедура. Но не во всех случаях. Когда можно узаконить землю и оформить излишки земли по новому закону № 150-ФЗ от 17.06.2019 читайте в статье: «Прирезка земельного участка в 2020 году»

Самозахват земли – где взять образец заявления

Образец заявления о самозахвате земельных участков, точнее примерную форму заявления о перераспределении земельного участка можно найти в интернете. Однако лучше получить бланк заявления в местном муниципалитете, так как форма заявления не является общепринятой.

Также заявление можно подать через госуслуги или по почте. Вместе с заявлением об оформлении излишек используемой земли в собственность, подаются выписка из ЕГРН, копии документов о собственности, проект межевания территории, схема расположения земельного участка и др.

И это не исчерпывающий список документов.

Куда жаловаться при самозахвате соседями вашей земли

Есть еще и другая форма заявления при самозахвате – заявление от пострадавшей стороны. Куда тогда обращаться для восстановления своих законных прав на землю?В первую очередь следует обратиться к соседу.

Если вы считаете, что земля, которую он захватил по праву принадлежит вам, тогда надо обосновать это и подтвердить документально. К сожалению, полюбовно договориться с соседями не всегда возможно и тогда приходится жаловаться.

Для начала можно написать заявление в местную администрацию, но это не всегда приносит результаты. В любом случае попытки досудебного урегулирования земельных споров будут только плюсом для обратившейся стороны.

Остается судебное регулирование.

Суд решает все земельные споры с учетом закона, сложившейся практики и основываясь на документальном обосновании.

Ответственность и штраф за самозахват земли в 2020 году

Статей 7.1 КоАПа предусмотрена ответственность за самохахват земли в виде штрафных санкций. В 2020 году предусмотрен административный штраф за самовольное занятие земельного участка. Размер штрафа зависит от того, на кого он будет наложен:

  • Физическое лицо – от 5 тыс. руб.
  • Должностное лицо – от 20 тыс. руб.
  • Юридическое лицо – от 100 тыс. руб.

Максимальный размер штрафа зависти от кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах.

Вместо вывода

Для того, чтобы пользоваться землей полным правом, следует вовремя ее поставить на кадастровый учет.

Не важно на какой стороне вы оказались – на стороне пострадавшего или, наоборот прихватили излишки земли – регистрируйте то, что вам положено по закону! И чем раньше, тем лучше.

Предлагаем к прочтению интересную статью, который прислал нам наш подписчик, пострадавший от самозахвата: «Как вернуть свою землю».

Источник: //geostart.ru/post/487

Земельный участок не оформлен в собственность: чем грозит и что делать?

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

В настоящее время у многих владельцев земельных участков не зарегистрировано право собственности на свои участки в ЕГРН (Едином государственном реестре прав). В первую очередь это касается дачников и садоводов.

И если заказать выписку из ЕГРН, то в графе «Особые отметки» будет красоваться надпись «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Этот раздел 2 как раз и посвящён сведениям о правообладателе. Если данные о собственнике не числятся в ЕГРН – соответственно этого раздела в выписке и не будет.

Кадастровый номер есть, а права в Росреестре не зарегистрированы

Беспокоится нужно тому, у кого земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2017 г. Дату присвоения государственного кадастрового номера можно узнать из выписки из ЕГРН.

Почему до 1 января 2017 г?

Потому что с этой даты начал действовать новый Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который и установил эту дату.

Чем это грозит?

Последствия для владельцев земельных участков без регистрации прав могут быть самые печальные.

Если владелец земельного участка до 1 марта 2022 г. не поторопится и не сходит в Росреестр, чтобы зарегистрировать собственность, то такой земельный участок будет снят с кадастрового учета.

И статус участка сменится с «временного» на «объект недвижимости снят с кадастрового учета». Если это произойдет, то с момента снятия с кадастрового учета участок прекратит свое существование как объект недвижимости.

В каких случаях участок могут снять с кадастрового учета

Снятие с государственного кадастрового учета осуществляется в трех случаях:

Сведения о земельном участке содержаться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), но права на него не зарегистрированы

В этой ситуации отправляется запрос в органы государственной власти, органы местного самоуправления, о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности, в отношении земельного участка. Если в течении 3 месяцев ответ на запрос не поступает, либо поступает уведомление об отсутствии таких документов земельный участок снимается с кадастрового учета;

Сведения о земельном участке содержаться в ЕГРП, права на него не зарегистрированные, но на участке расположен объект недвижимости

В этом случае собственнику объекта недвижимости направляется уведомление о том, что если в течении 6 месяцев не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с кадастрового учета.

Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор;

В ЕГРН имеются сведения об исходном земельном участке с зарегистрированными правами

В такой ситуации правообладателю исходного земельного участка направляется уведомление о том, что если в течении 6 месяцев не будут представлены документы проведения регистрации прав в отношении образованного земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанный образованный земельный участок в течении 6 месяцев со дня направления уведомления земельный участок снимается с кадастрового учета.

Что делать садоводам и дачникам — обладателям участков?

Если вы уверены, что ваш на ваш земельный участок не зарегистрированы права, то нужно брать документ, подтверждающий ваше право собственности на участок и идти в МФЦ для внесения изменений в ЕГРН.

К таким правоустанавливающим документам относятся:

  • свидетельство о праве собственности,
  • праве пожизненно наследуемого владения,
  • постоянного (бессрочного) пользования на землю,
  • государственный акт, удостоверяющего право собственности на землю.

Дачникам и садоводам следует не затягивать с посещением МФЦ — рекомендует Росреестр.

Если вы хотите проверить статус своего земельного участка — рекомендуем заказать выписку из ЕГРН.

• Чтобы заказать выписку – заполните форму ниже.
Выписка придет вам на Email (PDF-файлСмотреть образец и архив с ЭЦП (эл.-цифровой подписью).
Срок получения: от нескольких мин. до 24 ч. Работаем 24 ч./ 7 дней.
Стоимость: 350 руб.
* иногда бывают задержки более 24 ч. при сильной загруженности Росреестра

Источник: //YuristPrav.ru/zemelnyj-uchastok-ne-oformlen-v-sobstvennost-chem-grozit-chto-delat

Самозахват земли: ответственность, как узаконить в 2020 году – инструкция

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

Последнее обновление: 09.02.2020

Если участок земли никем не используется, это не означает, что у него нет хозяина. Он есть, просто он этим участком не пользуется. Если посторонний человек, решит, что он имеет права построить что-то или начать обрабатывать землю, это будет самозахват участка земли. За это предусмотрена ответственность.

Понятие самозахвата земельного участка

Земля – это недвижимое имущество, поэтому пользоваться ею и владеть можно после того, как будет оформлено право собственности. Об этом сказано в Земельном кодексе. Поэтому пока не будут определены точные границы надела, пока не будет зарегистрировано право и документы об этом не будут на руках у владельца, любые действия с участком считают незаконными.

То есть, самостоятельный захват земли – это присвоение участка и пользование им тем человеком, который не имеет на это права. Пользование происходит для удовлетворения личных целей, а занятие – по собственной инициативе.

Это не означает, что нарушить закон могут простые граждане. Как правило, нарушителями являются должностные лица, которые имеют доступ к сведениям о тех или иных участках земли.

Как только будет выяснено, что некто пользуется землёй на незаконных основаниях, это должно быть зафиксировано в документах. На основании их нарушитель будет привлечён к ответственности.

Куда жаловаться при самозахвате земли? В правоохранительные органы.

Определение ответственности за самозахват земельного участка

Пользоваться землёй в России можно на основании:

  • Права собственности;
  • Договора аренды;
  • Сервитут;
  • Наследование.

Если документов, подтверждающих одно из этих прав, нет, то есть основания предполагать, что землю он захватил самостоятельно. Об таких действиях нужно немедленно сообщить в уполномоченные органы. Захватчики:

  • Не могут совершать никаких действий по отношению к захваченному участку. Они не имеют права сдавать его в аренду, продать, завещать и совершить иные действия по отчуждению права;
  • По первому требованию собственника они должны освободить участок. То есть, снести постройки, убрать грядки, не оставить вообще никаких следов пребывания на земле посторонних людей;
  • Если участок использовался для коммерческих целей, то необходимо заплатить его владельцу некую сумму. Она будет равна сумме того дохода, который был получен незаконным путём.

К захватчикам применяются нормы административной ответственности. Она выражается в виде штрафа, сумма которого зависит от того, поставлен ли участок на кадастровый учёт и определена ли его кадастровая стоимости. Если да, то согласно ст. 7.1 КоАП РФ, штраф будет:

  • на граждан — 1–1,5% стоимости, но при этом не меньше чем 5000 рублей
  • на должностных лиц — 1,5–2%, но в любом случае более 20000 рублей;
  • на организации — 2–3%, но не менее 100000 рублей.

Если же стоимость не определена, то штраф будет равен:

  • для обычных граждан — от 5000 до 10 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Как узаконить самозахват земельного участка: пошаговая инструкция

Как узаконить самозахват земельного участка? Законом предусмотрено оформление в собственность самозахваченной земли. Но для этого необходимо следовать инструкции, которая поможет правильно, не нарушая нормы закона, оформить право. Это следующие действия:

  • нужно выяснить, кто имеет законное право на данный надел;
  • затем нужно провести межевание, заново установить границы участка, и получить новый кадастровый паспорт;
  • на основании полученных документов уже можно регистрировать законное право.

Шаг первый: устанавливаем правообладателя

Как оформить самозахват земли? Для того чтобы получить сведения о собственнике конкретного участка, необходимо сделать официальный запрос в государственные органы, которые могут иметь информацию. Это:

  • в Росреестр;
  • в местную администрацию в архитектурный или земельный отдел.

Через некоторое время поступит официальный ответ о собственнике участка. Если он принадлежит местным властям или садовому (дачному) товариществу, то необходимо написать заявление о выделении этого участка для использования конкретному лицу. 

Для того чтобы получить право пользования от государства, необходимо будет выиграть аукцион. Если же участок находится в частном владении, то нужно вступать в переговоры относительно отчуждения права собственности.

При проведении аукциона есть реальная возможность несколько увеличить площадь земли, и провести оформление самозхвата территории общего пользования довольно быстро и достаточно дёшево – всего 15% от кадастровой стоимости за кВ. м.

Если же сведений о том, кто является правообладателем на данный надел, нет, то необходимо обратиться к местным властям и подать запрос о том, чтобы они поставили землю на кадастр. Только по прошествие года с момента постановки на учёт, земля перейдёт в собственность муниципалитета. Только теперь можно обращаться за предоставлением права пользования.

Для того чтобы получить право пользования, необходимо написать заявление, а к нему приложить:

  • план геодезии;
  • план БТИ;
  • акт о владении участком;
  • кадастровый паспорт.

Если ответ будет положительный, то пользователь имеет право выкупить его у муниципалитета.

Шаг второй: проводим межевание границ и получаем новый кадастровый паспорт

Межевание – это неотъемлемая часть оформления участка в собственность. Мероприятие это недешевое, но провести его нужно для того чтобы законно обозначить границы надела. Данное мероприятие позволит вести переговоры с соседями относительно границ в мировом порядке.

Нужно обратиться в геодезическую компанию для того чтобы приехал специалист с документами, поставил межи и закрепил границы. Теперь можно оформить новый кадастровый паспорт. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • свой паспорт;
  • документы участок, которые станут подтверждением того, что заявитель имеет право пользоваться землёй;
  • межевой и геодезический планы;
  • заявление на получение нового паспорта;
  • документ, подтверждающий, что заявитель заплатил пошлину.

Если проблем нет, то паспорт будет готов через 20 дней после подачи заявления. Если будут замечания, они будут оформлены в письменном виде, и регистратор даст срок на их устранение.

Заключительный этап: регистрация права

Как оформить самозахват земли в собственность? После того, как новый кадастровый паспорт будет на руках у заявителя, он может подавать документы на регистрацию права собственности. Для этого необходимо обратиться в отделение Росреестра по месту нахождения участка. Обращение происходит через МФЦ. Для этого необходимо подготовить следующие документы:

  • само заявление;
  • паспорт заявителя;
  • новый кадастровый паспорт;
  • соглашение, на основании которого у заявителя возникло право пользования землёй;
  • квитанция, подтверждающая, что заявитель заплатил пошлину за регистрацию права.

Когда документы будут приняты, заявителю выдадут на руки бумагу, в которой будет указана дата получения выписки о регистрации права. Если на участке есть самовольные постройки, то после получения права на землю, необходимо получить право на каждую их них. Для этого нужно подготовить все вышеуказанные документы, плюс документы на каждое строение, и квитанцию об оплате пошлины.

Основания для отказа в государственной регистрации

Подача документов на регистрацию права не означает, что оно будет обязательно зарегистрировано. Заявителю могут и отказать, в некоторых случаях. Основания для этого следующие:

  • документы оформлены не в соответствии с действующим законодательством;
  • данный земельный участок является объектом судебных разбирательств относительно установления законных границ;
  • в реестре отсутствует уточненная информация о границах этого земельного надела;
  • налицо конфликт уже зарегистрированного права с тем, которое пытаются зарегистрировать сейчас;
  • в заполненных документах указаны не все сведения о заявителе или об участке, или указанные данные не соответствуют действительности.

Для того чтобы оформить право собственности на участок земли, который подходит под категорию самозахвата, необходимо обратиться к квалифицированному специалисту в Санкт–Петербурге за юридическими услугами. Не стоит затягивать с подачей документов, так как незаконное пользование может привести к штрафным санкциям.

Заключение

Прежде чем начать самовольно пользоваться каким-либо земельным наделом, необходимо выяснить о нём достоверные сведения. Наверняка у него есть собственник, который может сдать его в аренду или передать право иным законным способом. В противном случае, действия будут расценены как самозахват земельного участка.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: //urist-bogatyr.ru/article-item/samozahvat-zemli/

Мой сосед по даче забросил участок и перестал за ним смотреть

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Игорь К.

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги.

Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов.

Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет.

То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос об инвестициях, личных финансах или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: //journal.tinkoff.ru/ask/uchastok-proschay/

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю

а) к федеральной собственности относятся:

– земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

– земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

– земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

– иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;

б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

– земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

– земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

– иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

в) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

– земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

– земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

– иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

К собственности субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах “б”, “в” и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Правительством Российской Федерации постановлением от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Среди таких документов:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;

2.

Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), – в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3.

Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, – в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Иные документы – в случаях, установленных федеральными законами.

По общему правилу, право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Однако существуют два исключения из этого правила.

Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации.

Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, исключение из общего правила установлено в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, – население непосредственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Источник: //base.garant.ru/5810831/133c86efb8a9e29d479d4f73cf080de3/

Успешно обжалован отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок

Незаконная регистрация администрацией права собственности на земельный участок

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2016 г. по делу № 33а-27248/2016

Судья: Наумова С.Ю.

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составепредседательствующего Брыкова И.И.,судей Соколовой Н.М., Чиченевой Н.А.,при секретаре П.Е.рассмотрела в открытом судебном заседании 5 октября 2016 г. административное дело по апелляционной жалобе П.А.

на решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. по его административному исковому заявлению о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,

установила:

решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее — Управление Росреестра по Московской области) от 27 апреля 2016 г. отказано П.А. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости — земельный участок с кадастровым номером площадью кв.

м, расположенный по адресу: в связи с тем, что в представленной кадастровой выписке на земельный участок отсутствует категория земель и вид разрешенного использования, не установлены границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.
П.А.

оспорил в суде названное решение, ссылался на то, что на земельном участке располагается долей жилого дома (фундамент), принадлежащий на праве собственности его наследодателю — М. на основании постановления администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. .

Вступившим в законную силу решением суда он признан собственником указанной доли жилого дома и имеет право требовать предоставления в собственность земельного участка для обслуживания принадлежащего ему недвижимого имущества.

В регистрирующий орган представил все необходимые документы, истребование дополнительных документов незаконно, так как земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства.

Решением Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. в удовлетворении административного иска отказано.П.А. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились.

Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.Из материалов дела следует, что к имеющемуся у М. земельному участку площадью га постановлением администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. М. предоставлен земельный участок га в и постановлено всего считать за ней земельный участок .

Вступившим в законную силу решением Мытищинского городского суда Московской области от 16 декабря 2015 г. признано за П.А. право собственности в порядке наследования по завещанию на долей жилого дома (фундамент), расположенный на земельном участке по адресу: На основании этого решения 10 марта 2016 г. зарегистрировано право собственности административного истца на указанный объект незавершенного строительства (фундамент).

15 марта 2016 г. П.А. обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации прав на указанный выше земельный участок, на которое он получил оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, исходил из того, что при обращении в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на земельный участок П.А.

представил кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером , в которой не установлены категория земель, вид разрешенного использования земельного участка и границы этого земельного участка.

Для регистрации права собственности на земельный участок следует установить вид разрешенного использования земельного участка, в данном случае «для ведения личного подсобного хозяйства».

С таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Пунктом 1 статьи 25.

2 названного Федерального закона установлено, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных этой статьей.В пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанные в пункте 1 этой статьи земельные участки: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участокИстребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 данного Федерального закона).В силу пункта 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам этой статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 этой статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.Из приведенных выше норм следует, что для лиц, унаследовавших здание (строение) или сооружение, действуют специальные правила государственной регистрации права на земельный участок, установленные пунктом 7 статьи 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которым предусмотрен иной перечень документов, отличный от перечня документов, установленных пунктом 2 этой же статьи, требуемого для лиц, которым земельный участок выделялся до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.Наследникам требуется представить доказательства перехода к ним права собственности на здание (строение) или сооружение и один из документов, перечисленных в пункте 2 статьи 25.2 названного выше Федерального закона, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок. Предоставление кадастрового паспорта земельного участка на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.Поскольку на основании вступившего в законную силу решения суда П.А. является собственником в порядке наследования по завещанию доли жилого дома (фундамент) и представил для государственной регистрации права собственности на земельный участок постановление администрации Коргашинского сельского совета Мытищинского района Московской области от 19 мая 1992 г. о предоставлении М. земельного участка , то суд первой инстанции необоснованно признал законным оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области.При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с постановлением по административному делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 июля 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление П.А. .

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 27 апреля 2016 г.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности П.А. на земельный участок общей площадью кв. м, расположенный по адресу: кадастровый номер .

Источник: //sup-estate.ru/nasha-sudebnaya-praktika/uspeshno-obzhalovan-otkaz-v-gosudarstvennoj-registracii-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/

Защита Законом