Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

Принят закон о компенсации за нарушения условий содержания под стражей

Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

17 декабря Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 711788-7), которым вносятся изменения в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в УИК и КАС РФ. Документом установлено, что лица, находящиеся в местах содержания под стражей (учреждениях УИС), имеют право на получение компенсации за нарушения условий содержания на основании судебного решения.

В Думу внесен законопроект о компенсации за нарушения условий содержания в СИЗО и ИКВ пояснительной записке к проекту указывается, что обязанность опровержения по существу доводов жалоб о ненадлежащих условиях содержания под стражей и в местах лишения свободы будет возлагаться на ФСИН

Согласно закону присуждение компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе или исправительном учреждении не является препятствием для возмещения вреда в соответствии со ст. 1069 и 1070 ГК РФ. При этом присуждение такой компенсации лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за несоответствующие условия.

Отмечается, что решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, в том числе в исправительном учреждении, подлежит немедленному исполнению.

При этом обязанность опровержения доводов заявителя по существу возлагается на российские компетентные органы. Выплата компенсации будет производиться вне зависимости от вины федерального органа исполнительной власти, учреждения и их должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ возложены обязанности по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей.

В течение 180 дней со дня вступления в силу данного закона лицо, направившее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, в отношении которой не вынесено решение по вопросу приемлемости или по существу дела либо вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего закона, может обратиться в российский суд с заявлением о присуждении компенсации. В заявлении должны быть указаны дата обращения с жалобой в ЕСПЧ и ее номер.

Комментируя «АГ» принятый закон, юрист Надежда Раднаева указала, что данный документ был принят в результате влияния многолетней практики ЕСПЧ и, очевидно, – для снижения потока жалоб в Европейский Суд. По ее мнению, принципиальным является вопрос о том, как закон будет работать.

«Эффективность закона ставит под сомнение тот факт, что ничего не изменилось в механизме доказывания ненадлежащих условий содержания.

Не секрет, что человек, заключенный под стражу, находится в полной зависимости от сотрудников администрации СИЗО или колонии.

Рычагов давления на него с целью отказа от иска у них достаточно: дисциплинарное взыскание, угроза непредоставления свидания с родственниками, посылок и пр.», – пояснила Надежда Раднаева.

Эксперт также отметила, что практика российских судов показывает неэффективность такого средства правовой защиты.

При этом она подчеркнула, что согласно практике обращений в ЕСПЧ российские органы власти, пытаясь доказать факт надлежащих условий содержания под стражей, используют все доступные им средства, вводя Суд в заблуждение.

«Например, нам известен случай, когда сотрудники колоний в рамках коммуникации дела в ЕСПЧ представили фотографии отряда колонии, откуда предварительно вынесли половину двухъярусных кроватей, чтобы доказать соблюдение нормы жилой площади, приходящейся на одного осужденного», – добавила Надежда Раднаева.

«Законодатель говорит, что бремя доказывания будет возлагаться не на лицо, содержащееся под стражей, а на органы государственной власти.

Сомнений нет, что сотрудники учреждений будут использовать все свои возможности для доказывания отсутствия факта нарушения.

Вопрос в том, что сможет противопоставить им заключенное под стражу лицо? Очевидно, что властям следует сосредоточиться, прежде всего, на решении системной и комплексной проблемы ненадлежащих условий содержания в СИЗО и колониях», – резюмировала она.

Руководитель юридической службы «Апология протеста» Алексей Глухов отметил, что из всех способов по исправлению ситуации власти выбрали «наиболее отвратительный». «Вместо того, чтобы исправить ситуацию в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, власти решили выплачивать компенсации», – пояснил он.

Алексей Глухов считает, что наиболее сложным аспектом является вопрос правоприменения.

«Власти настаивают на том, что больше не надо выплачивать крупные компенсации, как устанавливал ЕСПЧ, и приравнивают размер компенсации к своим односторонним декларациям, которых в последнее время было много», – подчеркнул эксперт.

Он указал, что государство признавало нарушение прав лиц, находящихся под стражей, и предлагало заключить мировое соглашение с компенсацией в 2000–3000 евро. Эти суммы, по мнению Алексея Глухова, и будут назначаться российскими судами.

«Более того, с точки зрения правоприменения все нерассмотренные на сегодняшний день дела, как и новые обращения в ЕСПЧ, будут возвращаться в Россию для исчерпания национальных средств защиты», – отметил он. В заключение эксперт выразил надежду, что размеры компенсации будут не такими «мизерными», как присуждаемые за длительное неисполнение судебных решений.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/prinyat-zakon-o-kompensatsii-za-narusheniya-usloviy-soderzhaniya-pod-strazhey/

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ

Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 520-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/1305540/

Адвокат по СИЗО – компенсации за нарушения условий содержания под стражей

Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

Арестованные могут требовать компенсации за нарушения условий содержания под стражей

В конце декабря 2019 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект о компенсации за нарушение условий содержания в СИЗО и исправительных колониях. Речь идет о ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся под стражей. Прежде чем заявлять о нарушенных правах, стоит обратиться за консультацией к опытному адвокату по уголовным делам.

Сергей Грицко работает в сфере уголовного права 17 лет, занимается защитой интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей.

Причины появления законопроекта

Дата внесения законопроекта в Государственную Думу РФ – май 2019.

Эксперты сходятся во мнении, что его появление – следствие требования Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) устранить структурные проблемы с нарушением условий нахождения лиц в исправительных колониях и СИЗО.

В документе было указано на необходимость устранения «бесчеловечных и унижающих достоинство» условий содержания под стражей. Сами требования закреплены в российском законодательстве и международных договорах.

По информации «Российской газеты» с момента присоединения РФ к Конвенции защиты прав и свобод российские заключенные получили 3 400 000 евро компенсационных выплат в результате рассмотрения 353 дел.

Сейчас на рассмотрении находятся еще 750 дел. С появлением возможности решить вопрос нарушения условий содержания на уровне местных судов, необходимости подавать жалобы в ЕСПЧ не станет.

В случае, когда данные вопросы регулируются на местах, ЕСПЧ не принимает иски.

Вступление в силу

Новые нормы вступят в силу через 30 дней после опубликования принятого закона, для лиц, которые подали жалобу в ЕСПЧ, но она еще не рассмотрена, предусматриваются переходные положения. Таким образом, все не рассмотренные дела, а также новые обращения в ЕСЧП будут возвращаться в Россию и рассматриваться на национальном уровне.

Кто может подать иск?

Гражданин, находящийся под стражей в пенитенциарном учреждении, имеет право подать административный иск на выплату компенсации за нарушения условий содержания под стражей в суд.

Также это может сделать его представитель, прокурор или уполномоченные по правам: человека, предпринимателей или детей. При этом с заявителя снята необходимость самостоятельного доказывания нарушений условий содержания.

Суд сам запрашивает фото или видео материалы у руководства пенитенциарного учреждения, назначает проведение экспертизы условий.

О каких нарушениях идет речь?

Закон позволяет пожаловаться не только на ненадлежащие условия содержания, но и на условия транспортировки.

Здесь судом оценивается пространство на каждого перевозимого заключенного, температура воздуха внутри транспортного средства, обеспеченность питанием и питьем, а также длительность поездки и другие факторы.

К условиям содержания в местах содержания под стражей относят: соблюдение нормы жилой площади, приходящейся на одного заключенного, температуру воздуха, качество организации питания и др. 

Размер выплат

Размер компенсации в законе не указан, он формируется исходя из требований заявителя, фактических обстоятельств нарушений, их продолжительности и последствий.

По словам авторов законодательной инициативы, суды при назначении компенсации будут учитывать европейскую практику.

  Однако, эксперты считают, что власти настаивают на отказе от крупных компенсаций, как назначала ЕСПЧ и приравнивают размер компенсаций к своим односторонним декларациям.

По сведениям юристов, при признании нарушений прав лиц, находящихся под стражей, государство предлагало заключить мировое соглашение с компенсацией в размере 2000 – 3000 евро. Есть мнение, что компенсации в таком размере и будут назначать суды по таким делам.

Подача иска

Недовольный ненадлежащими условиями содержания заключенный может подать административное исковое заявление в ближайший к месту заключения суд. Также необходимо будет оспорить действие или бездействие сотрудников учреждения, из-за которых условия содержания ухудшились. Государственная пошлина при подаче искового заявления составит 300 рублей.

Рассмотрение иска

Порядок рассмотрения иска от заключенного по поводу условий рассматривается в специальном порядке, разработанном для споров между гражданами и гос ведомствами. В данном порядке предусмотрены процедурные правила, которые ставят стороны в равное положение и не дают чиновникам использовать положение и давить на оппонентов.

Присуждение денежной компенсации

Основанием для присуждения компенсации является судебное решение. Выплата не зависит от вины учреждения, властных органов или должностных лиц и производится сразу после вынесения решения суда.

Источник финансирования – федеральный бюджет, законодатель планирует включить данный вид компенсаций в расходы на исполнение судебных актов, на эти цели в бюджете на следующий год предусмотрены 5 миллиардов рублей.

Потеря права на возмещение морального вреда

При принятии судебного решения в пользу истца и присуждении компенсации за нарушения условий содержания под стражей заинтересованное лицо лишается права на компенсацию морального вреда за соответствующие условия, но остается право на возмещение вреда здоровью.

Применение закона на практике

По мнению экспертов – юристов, есть несколько аспектов, которые могут негативно сказаться на эффективности данного закона.

  1. Человек, содержащийся под стражей, находится в зависимости от сотрудников и администрации СИЗО или исправительных колоний, а это значит, что у заинтересованных лиц есть прямые рычаги давления на заключенных с целью отказа от иска, такие как: дисциплинарные взыскания, запрет на посылки и свидания с родственниками и др.

  2. Снятие с заявителя бремени доказывания обязывает сами исправительные учреждения доказывать, что в их стенах не нарушаются условия содержания. Суды запрашивают сведения с руководства, в то время как администрация заинтересована в доказательстве факта надлежащих условий. И используют для этого разные способы, в том числе и введение в заблуждение суда.

  3. У юристов есть опасения, что будут присуждаться мизерные компенсации.

Помощь адвоката

В ситуации с защитой прав находящихся под стражей граждан без помощи профессионального защитника по уголовным делам не обойтись. Только опытный юрист сможет оказать консультационные юридические услуги, помочь с составлением иска и защитить права лица, находящегося под стражей.

Если заключенный принимает решение о защите своих прав и хочет получить достойную компенсацию за не соответствующие российскому законодательству и международным договорам условия содержания в исправительной колонии или СИЗО, он рискует оказаться в конфликте с руководством учреждения, испытать на себе давление, в такой ситуации поддержка адвоката по уголовным делам будет иметь решающее значение и определит исход.

Нужна квалифицированная помощь в составлении административного искового заявления с требованием компенсации за нарушения условий содержания под стражей? Обратитесь к Сергею Грицко прямо сейчас.

Источник: https://vipzakon.ru/info/articles/mery-presecheniya/kompensatsiya-za-narusheniya-usloviy-soderzhaniya-pod-strazhey/

Нарушения режима содержания в следственных изоляторах России

Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 15 июля 1995 г № 103 ФЗ “Собрание законодательства РФ”, 17 июля 1997, N29, ст. 2759.

и “Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы” Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ М-ва юстиции Рос. Федерации от 14 окт. 2005 г. № 189 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. – 2005. – № 46.

режим представляет собой порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Он определяет правила изоляции от общества заключенных, надзор за ними, правоограничения, правила внутреннего распорядка, раздельное содержание различных категорий лиц, меры профилактического воздействия, применяемые к ним.

Лица, содержащиеся под стражей, обязаны соблюдать и выполнять требования режима, однако, как показывает практика, заключенные не всегда выполняют эти требования и допускают нарушения.

Нарушение режима содержания в следственных изоляторах, как правило, совершается отрицательно настроенной частью заключенных, которые придерживаются “воровских традиций”, чем зарабатывают и поддерживают свой авторитет в среде заключенных.

В следственных изоляторах ФСИН России в 2010 г. выявлено 381 000 нарушений режима содержания, в 2011 – 338 100, в 2012 г. – 400 500. В 2010 г. 277 900 человек, или 73 %, подвергались наказанию за допущенные нарушения режима содержания (2011 г.

– 258 200, или 76,4 %), из них: объявлены выговоры – 235 700 человек, или 84,8 % от общего количества наказанных (2011 г. – 216 000, или 83,7 %), водворялись в карцер – 36 400 человек, или 15,2 % (2011 г.

– 41 700, или 16,3 %) Статистика нарушений [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: fsin.rf/statistics (дата обращения: 10.03.2014)..

30 % сотрудников оперативного отдела и отдела режима считают, что из всех нарушений режима содержания спецконтингентом в следственных изоляторах наиболее часто совершается нарушение правил изоляции (межкамерная связь), 21% – участие в азартных играх, 15% -употребление спиртных напитков и изделий на спиртовой основе 15% – изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, веществ и продуктов питания, 10% – неповиновение представителям администрации следственного изолятора или их оскорбление при отсутствии признаков преступления, 9% – порча имущества, выдаваемого во временное пользование, и порча камерного имущества.

Из этого следует, что самым распространенным нарушением режима содержания в следственных изоляторах является нарушение правил изоляции (межкамерная связь). По данным ФСИН России, в 2012 г. в следственных изоляторах было зафиксировано 177 600 нарушений правил изоляции, допущенных подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (в 2013 г. – 138 100).

В ходе исследования установлены следующие пути и способы межкамерной связи и связи с лицами, находящимися на свободе: перестукивание через стены, батареи отопительной системы; переговоры через санузлы, расположенные по обе стороны стены; перекрикивания через окна; перекрикивания через двери камер; перекрикивание между прогулочными дворами; передача записок и иных предметов через канализацию; передача записок путем перебрасывания через стены прогулочных дворов; передача записок и предметов через осужденных из хозяйственной обслуги, через заключенных, направляемых в суд, исправительную колонию, на экспертизу; оставление записок в тайниках прогулочных дворов; передача записок и устной информации через сотрудников учреждения, недобросовестно относящихся к своим обязанностям.

Следующим по частоте нарушением режима содержания является участие заключенных в азартных играх. Лица, заключенные под стражу, имеют право пользоваться настольными играми (шашками, шахматами, нардами, домино), однако в п. 3 приложения 1 ПВР СИЗО сказано, что “запрещается играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды”.

Тем не менее, отдельные заключенные при помощи настольных игр и игральных карт устраивают игры “на интерес”: деньги, продукты питания, табачные изделия, личные вещи заключенных и т. д. Заключенные играют в карты с целью самоутверждения, развлечения, приобретения ценностей, подчинения своему влиянию других заключенных.

Лица, привлекаемые к уголовной ответственности впервые, наиболее подвержены вовлечению в азартные игры, так как полностью не осознают последствий возможного проигрыша.

Такими последствиями могут быть: совершение преступлений в отношении сокамерников либо сотрудников учреждения с целью отработать долг; конфликтные ситуации, возникающие между игравшими, из-за несвоевременно отданного долга; совершение побегов из СИЗО с целью уклонения от уплаты долга и др.

Своевременное выявление указанных лиц и проведение в отношении их профилактических мероприятий будет способствовать предупреждению преступлений и нарушений режима в СИЗО.

Общественно опасным нарушением режима содержания является употребление заключенными спиртных напитков и изделий на спиртовой основе. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, они могут не подчиниться и оказать сопротивление представителям администрации, совершить другие нарушения режима содержания, а также преступления в отношении сокамерников.

Употребление спиртных напитков в следственных изоляторах не редкость. Кроме того, заключенными нередко используются спиртосодержащие вещества, изготовленные путем перегонки алкогольной массы (закваски, самогонной браги и т. п.

), полученной в результате брожения зерновых продуктов, сахара, овощей, фруктов, риса, включая самогон, брагу и другие крепкие спиртные напитки кустарной выработки. Имеются случаи доставки им алкогольных напитков сотрудниками администрации (так, в 2012 г.

сотрудниками оперативных отделов СИЗО было выявлено 13 фактов доставки алкогольных напитков заключенным, в 2011 г.-15).

Статистический анализ показал, что в 2012 г. было изъято алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе в следственных изоляторах 18 221,85 л, что на 305,48 л, или на 1,7 %, больше, чем в 2011 г. (17 916,37 л). Следует отметить, что если в 2011 г.

доля спиртосодержащей продукции, изготовленной в учреждении, от общего количества составила 96,3 %, то в 2012 г. она увеличилась до 97,9 %. В 2010 г.

было изъято 13 809,3 л, из них 7657,6 л, или 55,5 %, изготовленных в учреждении Статистика нарушений [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: fsin.rf/statistics (дата обращения: 10.03.2014)..

Приведенные данные свидетельствуют о ежегодном увеличении количества изъятых алкогольных напитков и изделий на спиртовой основе, что может быть расценено, с одной стороны, как усиление работы оперативно-режимных служб СИЗО по обнаружению и изъятию спиртных напитков, с другой – как ослабление профилактической работы с заключенными, которые изготавливают и употребляют данные напитки.

Опасным нарушением режима содержания является изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, веществ и продуктов питания заключенными.

К числу запрещенных предметов, наиболее часто изымаемых в следственных изоляторах, относятся: колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием; денежные средства и ценные вещи; средства мобильной связи, зарядные устройства к ним и SIM-карты; фотоаппараты; медицинские шприцы, ножовочные полотна, самодельные электрокипятильники; самодельные станки для бритья; игральные карты; электробритвы, проволока и веревки; осколки стекла; медикаменты и др.

Проведенный опрос сотрудников оперативно-режимных подразделений показал, что наличие запрещенных предметов в камерах способствует совершению преступлений, так считают 91% респондентов.

При ответе на вопрос, какие запрещенные предметы могут способствовать совершению преступлений в следственных изоляторах, 26,5% опрошенных указали спиртные напитки, наркотические средства и психотропные вещества, 23,5 – денежные средства и ценные вещи, 19,4 -средства мобильной связи, 13,3- игральные карты и 7,3% – колюще-режущие предметы.

Мотивы проноса и хранения запрещенных предметов разнообразны.

Колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием (самодельные ножи, супинаторы, металлические штыри, заточенные черенки от ложек) могут быть использованы для изготовления различных поделок, нарезки продуктов питания и различных материалов в быту, нанесения самоповреждений, совершения нападений на сотрудников администрации. В связи с этим оперативно-режимным службам необходимо тщательно подходить к проведению обысковых мероприятий. В 2011 г. был изъят 3461 колюще-режущий предмет, в 2010 – 5361, в 2009 г. – 10 107.

Денежные средства и ценные вещи доставляются в СИЗО, и хранятся с целью приобретения продуктов питания, табачных изделий, спиртных напитков, сильнодействующих лекарственных препаратов и наркотических средств, а также для подкупа сотрудников администрации. Так, в 2011 г. у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, изъято 13 490,8 тыс. рублей, в 2010 – 9782,717, в 2009 – 8726.

Средства мобильной связи заключенные используют для общения с родственниками, адвокатами, преступными авторитетами, а также с заключенными и осужденными, находящимися в местах лишения свободы; давления на потерпевших, свидетелей, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов; организации поставок запрещенных предметов на территорию СИЗО. В следственных изоляторах ФСИН России в 2011 г. было изъято 8951 средство мобильной связи, в 2010 – 7212, в 2009 г. – 5066 Статистика нарушений [Электронный ресурс] // Федеральная служба исполнения наказаний [Официальный сайт]. URL: fsin.rf/statistics (дата обращения: 10.03.2014)..

Рассмотрим такое нарушение режима содержания, как угроза неповиновения представителям администрации СИЗО или их оскорбление при отсутствии признаков преступления.

Неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей – это демонстративное невыполнение их приказов, указаний.

Проступок выражается в бездействии в то время, когда подозреваемый или обвиняемый был обязан выполнить требование соответствующего сотрудника, в отказе прекратить карточную игру, вернуться с прогулки в камеру, перейти в другую камеру, привести в порядок спальное место, убрать камеру и т. п.

Оскорбление сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц, то есть умышленное унижение их чести и достоинства, выраженное в неприличной форме, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст.

130 УК РФ лишь при наличии их жалобы, поскольку это дело частного обвинения. При отсутствии жалобы содеянное нельзя рассматривать как преступление (ч. 2 ст. 20 УПК РФ).

Данное нарушение может стать актом защиты своего человеческого достоинства и личных прав в ответ на неправомерные действия и требования к заключенным со стороны представителей администрации. Иногда правомерные действия сотрудников неадекватно воспринимаются заключенными.

Нарушение может быть обусловлено стремлением отстоять или повысить свой статус среди сокамерников, завоевать или упрочить авторитет в их среде, развлечься.

Еще одним нарушением режима содержания является порча имущества, выдаваемого во временное пользование, и порча камерного имущества.

Правила поведения подозреваемых и обвиняемых обязывают их бережно относиться к имуществу СИЗО.

Пренебрегая этим, отдельные заключенные рвут, сжигают постельные принадлежности, ломают мебель, спальные места, инвентарь, рисуют на стенах камеры, бьют стекла в камерах, лампочки и другие осветительные приборы, портят радиоточки, рвут выданные им для чтения книги. Статья 51 ПВР СИЗО предусматривает материальную ответственность заключенных за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб.

Как правило, заключенные портят камерное и выданное им имущество для совершения других нарушений режима содержания (нарушение правил изоляции, изготовление и хранение запрещенных предметов), из хулиганских побуждений, из чувства мести к сотрудникам администрации, в целях развлечения.

Таким образом, перечисленные нарушения режима содержания подозреваемыми и обвиняемыми в следственных изоляторах имеют свои характерные особенности, знание которых поможет сотрудникам оперативных, режимных и воспитательных отделов в их выявлении, предупреждении и пр.

Источник: https://studbooks.net/1069863/pravo/narusheniya_rezhima_soderzhaniya_sledstvennyh_izolyatorah_rossii

Следственный изолятор от А до Я. Распорядок, содержание, условия

Нарушение закона о содержании в следственном изоляторе

Если к подозреваемому или обвиняемому субъекту принята мера пресечения в виде изоляции от общества и содержания под стражей на время проведения следственных мероприятий, то его помещают в специализированные режимные учреждения.

Необходимость изоляции продиктована риском исчезновения задержанного; его вмешательством в ход следствия; иными объективными причинами, признанными судом в качестве основания для содержания под стражей.

СИЗО относятся к ведомству исполнения наказаний (УИН). Помещение в эти учреждения регулируется нормами законодательства, изложенными в статьях 72 УК РФ, 97, 99, 108, 109 УПК РФ, 77.1 УИК РФ, статье 7 Закона № 103-ФЗ.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Показать содержание

Что это за учреждение, кто здесь находится?

Здесь могут находиться следующие категории граждан по ходатайству прокурора или дознавателя:

  1. Подследственные – на период проведения следствия, во избежание исчезновения подследственного или совершения им новых преступных деяний.
  2. Подсудимые – на время проведения судебного процесса, до вынесения приговора и перевода в колонию по месту прохождения наказания, или – в тюрьму.
  3. Осужденные – признанные виновными по решению суда, ожидающие перевода в режимное учреждение, назначенное судом.
  4. Иные фигуранты судебного разбирательства согласно п. 2 ст. 77.1 УИК РФ.

Также сюда помещают виновных за преступление, предусматривающее срок заключения от 3 лет, если:

  • их личность не установлена;
  • они являются представителями других государств и нуждаются в экстрадиции;
  • нарушили регламент ограничения свободы, предписанный судом;
  • пытались скрыться.

А также – при выяснении новых обстоятельств, требующих изменения меры пресечения. Иногда в СИЗО переводят преступников из исправительных колоний (ИК) или тюрем, проходящих свидетелями или пострадавшими по другим делам. В определённых случаях сюда помещаются несовершеннолетние и женщины, в том числе – с детьми.

Кто не может тут находиться?

Законодательство определяет причины, препятствующие содержанию под стражу. В СИЗО не могут помещаться:

  1. Президент РФ, согласно конституционной статье 91.
  2. Кандидат на должность Президента, после регистрации в соответствующем статусе без согласия Генпрокурора.
  3. Бывший Президент, согласно ч. 3 ст. 450.
  4. Член Совета Федерации без положительного решения Совета Федерации, согласно ч. 2 ст. 450 УПК.
  5. Депутат Государственной Думы без положительного решения Федерального Собрания, согласно ч. 2 ст. 450 УПК.
  6. Генпрокурор, судья Конституционного Суда или квалификационной коллегии судей.
  7. Уполномоченный по правам человека РФ – без согласия Совета Федерации или Госдумы, на основании ч. 3 ст. 450.
  8. Дипломаты.
  9. Члены парламентских и правительственных делегаций, члены их семей.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 3 от 14.01.11 г., в СИЗО не могут помещаться лица с определёнными заболеваниями:

  • онкозаболевания;
  • тяжёлая степень эндокринных заболеваний или сахарного диабета;
  • ВИЧ (осложнённая форма);
  • туберкулёз;
  • паралич;
  • потеря зрения;
  • различные виды некроза тканей, гангрена;
  • тяжёлые заболевания почек и мочеполовой системы;
  • цирроз печени;
  • иные заболевания, если заключение больного вызывает угрозу жизни.

Данная мера пресечения не может применяться тогда, когда этого не требуют обстоятельства дела. Согласно статье 97 УПК РФ, её стараются не применять и тогда, когда семейные обстоятельства, в том числе – наличие у женщины детей до 14 лет, требуют пребывания нарушителя закона, в кругу семьи.

Также в качестве меры пресечения, помещение в СИЗО не может применяться к обвиняемым по статьям УК РФ, указанным в п. 1.1 статьи 108 УПК РФ.

Мы решаем юридические проблемы любой сложности. #Будьтедома и оставляйте свой вопрос нашему юристу в чате. Так безопаснее.

Задать вопрос

Сколько сидят до суда?

Сроки пребывания зависят от тяжести преступления и сложностей, возникающих при судебном разбирательстве. В целом они регулируются нормами статьи 109 УПК РФ, следующим образом:

  1. Стандартный срок, достаточный для завершения следствия, составляет 2 месяца.
  2. Если за 2 месяца следствие не завершено, а выход из СИЗО недопустим по объективным основаниям, пребывание продляют до 6 месяцев.
  3. Особо сложные случаи, связанные с расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, допускается продление содержания до 12 месяцев.

Исключительные ситуации допускают содержания до 18 месяцев. К ним относятся случаи особо тяжких преступлений, отягчённых рецидивом. При условиях:

  1. Дело оказывается запутанным и требует большего времени на ведение следственных мероприятий.
  2. Доказательства вины незначительны и не допускают вынесения актуального приговора.

Важно, чтобы обвинительный приговор был вынесен и предъявлен заключённому за 30 дней до наступления даты завершения срока заключения. Продление сроков регулируется нормами статьи 108 УПК РФ. После вынесения обвинительного приговора срок пребывания в СИЗО засчитывается в срок исполнения наказания.

Согласно нормам статьи 72 УК РФ, сроки пребывания в СИЗО регулируются, исходя из степени тяжести назначенного наказания, регламент соотношения одного дня пребывания в СИЗО относительно других видов лишения свободы, равен:

  • 1 дню ареста, либо пребывания в тюрьме, на гауптвахте, принудительных работ в колонии строгого режима;
  • полутора дням в воспитательной колонии или колонии общего режима;
  • 2 дням ограничения свободы, колонии-поселения и дисциплинарной воинской части;
  • 3 дням исправительных работ и ограничения по военной службе;
  • 8 часам обязательных работ.

Исключением также является желание самого заключённого о прохождении наказания до конца срока. Оно выражается письменным заявлением, в котором указывается просьба о прохождении наказания по месту настоящего пребывания. В случае назначения незначительных сроков – до полугода, такие просьбы могут удовлетворяться по усмотрению администрации режимного учреждения.

Подробно о том, как засчитывается срок в СИЗО к общему сроку заключения, мы рассказывали в отдельном материале.

под стражей в изоляторе аналогично пребыванию в тюрьме. Здесь отсутствуют режимы содержания, которые функционируют в исправительных колониях (ИК). Арестанты распределяются по камерам, где для них предусмотрены соответствующие условия. Эти условия определяются при поступлении в учреждение, в зависимости от возраста, пола и истории совершения преступлений новоприбывшего.

Для лиц, впервые осужденных «первоходов» предусматривается содержание в камерах с другими арестантами, обвиняемыми по аналогичным преступлениям. Администрация изолирует их от общества матёрых рецидивистов, которые содержатся отдельно. Самые опасные преступники содержатся в специальных одиночных камерах.

Отдельно от мужчин содержатся женщины. Отдельно от совершеннолетних преступников содержатся несовершеннолетние.

Вновь поступившие лица обязательно проходят карантин, он предусматривает:

  • оформление документации;
  • медицинский осмотр прибывшего.

При оформлении заполняются анкеты, проводятся опросы, компонуются личные дела. Прибывших фотографируют и снимают отпечатки пальцев, отправляя полученные сведения в электронную базу.

Здесь же обязательно происходит проверка прибывших на наличие чужеродных предметов, которые рецидивисты и опытные преступники научились проносить внутриполостным способом.

В этот период выявляется наличие опасных, в том числе – вирусных, заболеваний. При их отсутствии прибывшие отправляются в общую камеру.

Обычно карантин длится 3-5 дней, по усмотрению администрации может сокращаться или продляться. Например, при обнаружении паразитов или педикулёза, вновь поступивший остаётся на санитарную обработку и лечение.

Больше о том, сколько дней длится карантин и что такое карантинная камера в СИЗО, можно узнать здесь.

Условия для осужденных и подозреваемых

Заключённые содержатся в СИЗО в порядке, установленном нормами ФЗ № 103-ФЗ. Несмотря на то, что каждое режимное учреждение допускает свои нюансы содержания, данный закон определяет наличие унифицированных норм содержания. Они должны получать в пищу все необходимые продукты, получать своевременную санитарную помощь, раз в неделю посещать баню или душ по 15 минут.

Выезд за пределы территории – для проведения следственных мероприятий или на судебное заседание, осуществляется только под конвоем. Без конвоирования и непосредственного надзора заключённые могут находиться только в запертых снаружи камерах.

Распорядок дня

В целом к распорядку дня для подследственных и подсудимых предъявляются следующие требования:

  • 6.00-6.30 – подъём.
  • 7.00 – туалет, уборка помещения.
  • 7.30 – завтрак.

Источник: https://pravovoi.center/ugolovnoe-pravo/nakazanie/lishenie-svobody/sizo

Защита Законом