Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?

Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.

Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.

56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.

113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.

и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда. 

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

• полная утрата профессиональной трудоспособности;

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет – в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом. 

Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской – если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.

12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, записок учащихся.

Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения.  Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.

Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей.

В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях.

Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников.

За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет.

Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты.

В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей.

Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии.

Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя.

Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана.

Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения.

Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться.

Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи.

Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира.

Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан. Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами.

И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон.

Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды.

Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию.

Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами.

Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций.

Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем.

Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком.

Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Источник: https://iz.ru/980029/anastasiia-chepovskaia-elena-sidorenko/slovo-uchiteliu-zakon-mozhno-li-zastavit-roditelei-detei-khuliganov-raskoshelitsia-za-khamstvo

Травля в школе: как бороться с ней при помощи закона?

Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

К сожалению, травля в школе (или буллинг) – явление более распространенное, чем кажется.

В обществе давно говорят о необходимости ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью, назначающую наказание за школьную травлю. Однако пока такой статьи нет.

Впрочем, это не значит, что зачинщиков травли нельзя привлечь к ответственности. Попробуем разобраться в том, какие статьи и законы встают на защиту прав тех, кого травят в школе.

Под травлей подразумевается систематическое психологическое или физическое давление на жертву, это могут быть как угрозы, оскорбления, насмешки и шантаж, так и нанесение побоев, но если за побои агрессора можно привлечь к ответственности, то бороться с эмоциональной травлей на уровне закона значительно труднее.

Одно из главных препятствий, мешающих наказать агрессоров, – это их возраст. Согласно законодательству Российской Федерации, уголовная ответственность наступает с 16 лет, при совершении тяжких преступлений – с 14 лет, однако эмоциональное давление не попадает под эту категорию.

Раньше в УК РФ была статья «Оскорбление», но сейчас она утратила силу. Зато осталась статья «Клевета», которую можно применить в тех случаях, когда, например, зачинщики травли распространяют про вашего ребенка лживые слухи. Если вы сможете доказать это в суде, то ответственность за клевету понесет администрация школы или же родители или иные законные представители виновного.

Если же вашему ребенку угрожают, а угрозы могут быть самыми разными, нужно постараться оценить их реальность и незамедлительно поставить в известность классного руководителя или того, кто его заменяет. Привлечь к ответственности несовершеннолетнего за угрозы практически невозможно, но это не повод для бездействия со стороны учителей.

Именно на школу возлагается обязанность не только по обучению, но и по формированию соответствующего климата и атмосферы. Если угрозы носят откровенно жестокий и опасный характер, не лишним будет уведомить школьного психолога (при его наличии), и руководство учебного заведения.

Бездействие с их стороны строго наказывается, то есть в случае, если учителя и администрация и школы не устранят конфликт, их можно будет привлечь к ответственности.

Если вы не можете у администрации школы найти поддержку при разрешении подобных ситуаций, необходимо обращаться в вышестоящие инстанции (департамент или управление образование, региональное министерство образования) и даже в прокуратуру, однако вы должны быть готовыми к тому, что вам придется доказывать свою правоту и предоставлять факты, свидетельствующие о бездействие директора и учителей. Если будет доказано, что администрация школы бездействует, а травля не прекращается, то учителя и директор могут понести дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность. К дисциплинарным мерам относятся замечания, выговоры, увольнения; к гражданско-правовым – возмещение морального и материального вреда, к административным – штрафы.

То же самое касается и ситуации, когда сверстники что-то вымогают или пытаются отобрать силой у вашего ребенка. Подобные ситуации могут иметь опасное продолжение и вмешательство старших (учителей, администрации) необходимо. К сожалению, привлечь к какой-либо ответственности юного вымогателя также очень сложно, практически невозможно, но с ним обязаны разобраться учителя и родители.

К сожалению, нередко случается так, что психологическое насилие переходит в физическое и жертву в прямом смысле этого слова начинают избивать.

В этом случае, как уже было сказано выше, привлечь агрессора к ответственности будет проще.

Однако, если один ученик нанес незначительные побои другому ученику, то отвечать за это по закону он будет только в том случае, если ему уже исполнилось 16 лет.

Наказание за оскорбление несовершеннолетнего ребенка определяет суд, руководствуясь составом правонарушения и положениями ст. 5.61 КоАП РФ. Уголовная ответственность за оскорбление несовершеннолетнего не наступает при условии, что последствия правонарушения не привели к утрате здоровья, жизни пострадавшей стороны.

Важно отметить, что если ребенка избили один раз, то преступление будет квалифицироваться как «Побои», а если это происходит систематически, то «Истязание».

Итак, если вашего ребенка ударили в учебном заведении, необходимо в травмпункте освидетельствовать нанесение побоев, а затем написать заявление в ОВД (если вы хотите привлечь агрессора к уголовной ответственности) или же обратиться в гражданский суд (если вам достаточно компенсации морального и материального вреда).

Если жертве был причинен незначительный вред, то, скорей всего, разбираться с родителями агрессора будет комиссия по делам несовершеннолетних: на взрослых будет наложено административное наказание, всю семью ждет проверка, а самого несовершеннолетнего – постановка на учет. Проверка ждет и администрацию школы. Если будет написано заявление и будут зафиксированы побои, «замять» ситуацию директору и учителям не удастся.

Подводя итог, еще раз поясним, что травля в школе – проблема сложная и юридически пока никак не оформленная, поэтому наказать с помощью закона агрессоров будет сложно, практически невозможно.

Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Самый действенный метод – психологическая защита ребенка.

Как научить его правильно отвечать обидчикам и противостоять зачинщикам травли, вы можете узнать на нашем сайте.

Иван Долгов

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/i-have-the-right/741542/

Ответственность за насилие по отношению к учителю поможет оздоровить ситуацию в школе

Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

  • 5 комментариев Чем выше ценность образования в обществе, тем выше авторитет учителя в классе

    Тех законов и положений, которые есть, достаточно для того, чтобы защитить учителя, как и любого другого гражданина, от посягательства на личное достоинство.

    Что касается, например, это законодательной защиты учителя от насмешек или обвинения в некомпетентности со стороны школьников, то, мне кажется, что уголовное наказание –  медвежья услуга. Потому что авторитет учителя поднимается не тем, что его защищают от насмешек, а тем, что к его мнению прислушиваются, ему дают свободу, самостоятельность, автономность.

    Важно задать вопрос: что мы хотим? Если мы хотим защитить учителей от физического насилия, – эта угроза реальна, я могу подтвердить. Но достаточно ли тех мер, которые есть в законодательстве, для защиты любого гражданина от физического насилия? Сначала надо доказать, что недостаточно. Последнее, что в этой ситуации стоит делать, – это принимать закон, запрещающий оскорблять учителя.

    Кроме того, а это и раньше было, я работал в школе много лет и прекрасно это знаю, есть дети неадекватные, которые могут допустить и грубость, а иногда и насилие. В этом смысле, мне кажется, нужно просто более широко применять те нормы законодательства, которые есть. А у нас сложилась такая практика, что мы защищаем двоечников, защищаем тех, кто слабо учится, тех, кто провинился.

    То есть, получается, те, кто нарушил правила и нормы, более нуждаются в защите, чем те, в отношении кого эти правила были нарушены. Поэтому я думаю, что наращивать законодательную базу для защиты учителя не имеет смысла. Надо более тщательно применять то, что есть.Авторитет учителя никогда не был высок ни в нашей стране, ни в других странах.

    Учитель – это одна из самых малоуважаемых, малооплачиваемых и малоавторитетных профессий. И в этом смысле задача, которую в свое время сформулировал Владимир Ильич Ленин, – поставить учителя на такую высоту, на которой он никогда не стоял и никогда стоять не будет, – это все иллюзия. Не поставили большевики за 70 лет, не поставили сейчас.Кризис коснулся любой профессии.

    Поэтому дело не в том, что 20 лет унижали педагогов, а в том, что само образование испытывает жуткий кризис. Учитель перестал быть единственным источником знаний, образования и т.д. Сегодня для ребенка и родителя кроме учителя, есть огромное число иных источников информации. Это во-первых.

    А во-вторых, и это самое главное, на мой взгляд, от чего авторитет учителя падает, мы не можем честно сказать родителю и ребенку, зачем нужно хорошо учиться, зачем слушаться учителя, зачем  выполнять задания и т.д.

    Родители и дети прекрасно видят, что качественное образование уже не конвертируется ни в хорошую жизнь, ни в успех, ни в карьеру, ни в зарплату, а даже наоборот: люди, которые учились так себе, двоечники и троечники, преуспевают в жизни куда больше, чем отличники. Это все прекрасно понимают.

    В чем тогда основания убедить ребенка слушаться, выполнять домашние задания, учиться хорошо? А учитель привык, что у него в руках кнут, и он этим кнутом пользуется. А когда этого кнута нет, то оказывается, что других аргументов тоже нет.Широко известна теория о так называемом двойном отборе.

    Когда в педагогический идут те, кто не смог поступить в другие ВУЗы, а в школы после педвуза идут те, кто не смог устроиться на другую работу.Было несколько исследований на эту тему. Когда выясняли причины, почему выпускники не хотят идти в учителя, то на первом месте стояла рутинность работы, давление администрации, а слабое материальное обеспечение – низкая зарплата – только на 4-м месте. Учитель, действительно, сейчас, как автомат, у него нет свободы, нет самостоятельности, возможности вести работу так, как он считает нужным. Все приказывают, все регламентировано. Поэтому сравнение учителя с неудачником для ребенка оправданно.

    В чем основание того, чтобы дети и родители хорошо относились к образованию в школе? Чем выше ценность образования, тем выше авторитет учителя. А искусственным способом поднять авторитет учителя не получится. Если карьера, высокая зарплата, хорошее положение в обществе будут продолжать быть приоритетом не отличников, а двоечников, то авторитет учителя подниматься не будет.  

    21.07.2014

  • 5 комментариев Приравнивание статуса учителя к госслужащему может оказаться рычагом воздействия на школьников

    Проблема взаимоотношений учителя и ученика, действительно, настолько серьезна, что надо искать пути ее решения. Но убежден, что предложенные меры носят популистский характер. Приравнивание статуса учителя к госслужащему – это как минимум чрезмерно.Я уверен в том, что проблема кроется гораздо глубже.

    Это и тяжелый 20-летний период трансформации бывшей советской, теперь уже российской школы, и не самое простое положение статуса учителя. И в этом плане нужны прежде всего меры, касающиеся изменений и качественного состава учителей, и повышения в своем статусе профессии учителя.Учитель по определению призван воспитывать.

    Человек, идущий на эту стезю и вступающий на этот путь, понимает, что ему предстоит вести непростой диалог. Мне повезло, у меня не было серьезных негативных столкновений. Но моей бабушке довелось поработать и в школах, и в интернатах.

    У нее находились ресурсы общаться с детьми, попавшими в интернат по причине не самых простых жизненных ситуаций.Надо просто четко разделять задачи. Я убежден, что уголовная ответственность существует в рамках Уголовного кодекса за определенные деяния и не надо ее усовершенствовать.

    Если речь идет о неправомерных действиях, то должны включаться все существующие законы. А если мы создадим дополнительный ресурс, то встает вопрос об индульгенциях, которые учитель мог бы использовать в качестве рычага воздействия на учеников.В целях повышения статуса учителя увеличение зарплаты учителей – это задача номер один.

    Но социальный статус складывается не только из материального состояния, он складывается из более широкого представления о престижности профессии. Сегодня это не та профессия, к которой безусловно стремятся многие. Это некий странный жизненный выбор, если говорить о мнении большинства.

    Образ учителя, если говорить о том огромном информационном потоке, в котором мы живем, очень непригляден в современных сериалах и телевизионных программах, которые используют вопиющие случаи, вызывающие наибольший ажиотаж у зрителей. Также и в социальных сетях, которые стали мощным источником информации для подрастающего поколения.

    Минимальный объем информации несет позитив по поводу школы или того или иного учителя в частности. В основном это транслированные мемы с традиционными, звучащими из уст учителей фразами, странными поступками и т.д. Информационное пространство преимущественно негативно, это, конечно, не способствует повышению статуса учителя.

    Я не знаю, как правильнее решить эту проблему. Но если мы хотим вспомнить о школе с теплотой, то мы вспоминаем советский кинематограф и плеяду блистательных советских фильмов о том, какой была и должна быть школа.

    Присутствует огромная лакуна образа, который постепенно замещен совершенно негативным. Это грустно, потому что по факту школа не так плоха, как о ней принято говорить, даже с учетом всех вопиющих известных фактов.

    21.07.2014

  • Источник: https://www.zakonia.ru/blog/otvetstvennost-za-nasilie-po-otnosheniju-k-uchitelju-pomozhet-ozdorovit-situatsiju-v-shkole

    «Для возбуждения дела достаточно публикации в СМИ»

    Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

    — Есть ли признаки преступления в действиях учителя, если ученице в момент вступления в половую связь было 16 лет?

    — Кроме статьи 134 УК РФ, прямо запрещающей половое сношение взрослого человека с лицом, не достигшим 16-летнего возраста, есть еще статья 133 «Понуждение к действиям сексуального характера», где есть пункт, когда лицо находится в зависимости от того, кто принуждает его к сексу.

    Ученик априори находится в зависимости от учителя, и если учитель угрозами ли, обещаниями ли или какими-то посулами принуждает учащегося к любому виду секса, все это подпадает под эту статью, даже если учащемуся уже есть 16 лет.

    Иными словами, если ученица пошла на половую связь под психологическим давлением учителя — то это подпадает под статью 133. Осужденный по этой статье человек может быть приговорен к лишению свободы сроком на пять лет.

    — А если было согласие ученика?

    — Если все было по взаимному согласию 16-летней девушки со взрослым учителем, то последний ответственности не несет и все остальные вопросы имеют лишь морально-этический характер. Но тут многое зависит от того, готов или нет потерпевший обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Я наблюдаю за всей этой историей со стороны, у меня есть знакомые, которые учились в этой школе.

    Люди пишут, что там было принуждение и ни о какой добровольной взаимной связи по любви речи не шло.

    В Москве не утихает скандал вокруг школы №57, учителя которой обвиняют в «неуставных» отношениях с ученицами. Директор учреждения, ранее объявивший о… →

    По крайней мере, так говорят те, кто сделал признания уже после того, как скандал набрал обороты. Поэтому если они сейчас обратятся с заявлением в полицию и срок давности не вышел, то уголовное преследование подозреваемого вполне возможно.

    — Какой в таких случаях срок давности?

    — Срок давности по части первой статьи 133 — два года, но если преступление было совершено в отношении несовершеннолетнего (как в данном случае), то шесть лет. Девочка, которая окончила школу два года назад, может рассчитывать на уголовное дело по своему заявлению.

    — Вы работали раньше следователем. Насколько сложно доказать вину человека в подобном преступлении?

    — Безусловно, сложно, учитывая то обстоятельство, что по горячим следам экспертизы не было проведено.

    Но есть дети, которые ведут дневники и описали в них сложившуюся ситуацию, возможно, сохранились личные фотографии ученика и учителя во внеучебное время, сделанные в какой-то интимной обстановке.

    Взрослые, имеющие отношения с несовершеннолетними, склонны сохранять память о своих «подвигах», так что при обысках могут обнаружиться фото или видеоматериалы, записи с участием потерпевших.

    Все это — работа следствия, куда относится допрос потерпевших, свидетелей, возможно, что потерпевшие что-то рассказывали кому-то в тот период своей жизни. Вспомните, один из психологов рассказал журналистам, что к нему обращалась ученица с жалобой на домогательства учителя. В данном случае слова психолога могут стать свидетельскими показаниями по делу.

    — По таким статьям дело возбуждается только по заявлению потерпевшей или по факту?

    — Сообщение в прессе может служить основанием для проведения доследственной проверки. Вообще по статье «Изнасилование» дело возбуждается не иначе как по жалобе потерпевшей.

    А вот статья 133 не относится сюда, и там достаточно просто информации о преступлении для возбуждения дела, например публикации в СМИ.

    — Имеют ли право родители несовершеннолетней или иные законные представители подать в суд гражданский иск с требованием возмещения морального вреда?

    — Конечно, но надо учитывать, что гражданское судопроизводство действует с презумпцией виновности, и каждая сторона конфликта должна представить доказательства в обосновании своих требований.

    Бремя доказывания морального вреда лежит на том, кто подал исковое заявление. Надо будет обращаться к психологам за экспертизой, к экспертам за заключениями.

    Но если у вступивших в интимную связь все было по любви и взаимному согласию, то ни один психолог или эксперт не докажет, что какой-то моральный вред был причинен.

    Скандал вокруг 57-й школы для «хороших детей», который уже несколько дней сотрясает соцсети, вышел на новый уровень. Следственный комитет… →

    Если имело место давление, то потерпевшим проще подать гражданский иск в рамках уголовного производства, который суд обязан будет принять к рассмотрению.

    Потерпевшие могут также потребовать возмещения морального вреда и иного вреда со стороны школы как с учреждения, которое не обеспечило безопасность образовательного процесса.

    Здесь надо доказать сам факт правонарушения или преступления. Если дело возбудят, то можно обратиться в суд с иском, потребовав от школы возместить вред.

    — Если ученик принуждает учителя к сексу, несет ли он ответственность в соответствии с УК?

    — Я слабо себе представляю, как ученик может принудить к сексу учителя. Возможно, ситуация будет следующая: учащийся скажет что-то вроде «если вы не будете заниматься сексом со мной, я всем расскажу, что вы меня совращали, и вас посадят». В данном случае это будет уголовная ответственность по той же статье — принуждение к половому сношению путем шантажа.

    Источник: https://www.gazeta.ru/social/2016/09/05/10177235.shtml

    Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

    Можно ли привлечь учителя к уголовной ответственности за насилие в школе?

    Посетители блога в своих х нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

    Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
    В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

    В словаре С.И.Ожегова насилие истолковано как «принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие».

    Наиболее распространенные формы школьного насилия — физическое и психологическое (эмоциональное) насилие.

    Они могут наблюдаться как в отношениях обучающихся друг к другу, так и со стороны педагогов и других работников школы по отношению к обучающимся.

    Что такое физическое насилие

    Физическое насилие по отношению к ребенку трактуется как преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или их законных представителями, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.

    Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

    Физическое насилие распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию.

    Специалисты выделяют следующие основные признаки физического насилия:• повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);• кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);• циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);• укусы, сигаретные ожоги;• травмы губ и ротовой полости;• тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);• переломы и черепно-мозговые травмы.

    Для того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

    Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

    Психологическое (эмоциональное) насилие  определяется как периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или их законных представителей, педагогов или других каких-либо лиц на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

    Факты психологического насилия в образовательных организациях, как правило, выражаются:• в угрозах в адрес обучающегося;• в преднамеренной изоляции школьника;• в предъявлении к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;• в оскорблении и унижении достоинства;• в систематической необоснованной, некорректной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия;• в демонстративном негативном отношении к обучающемуся;• а также в виде крика, сарказма, сердитого выражения лица, насмешек, высмеивания.Если физическое насилие фиксируется четко, то для фиксации психологического воздействия требуется внимательно разобраться в обстоятельствах. Определить границы дозволенного бывает трудно, даже если ребёнок сообщит об этом. Жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. Кроме того, некоторые родители не находят ничего дурного в том, что учитель повысит голос на ребёнка, покритикует его.К сожалению, некоторые педагоги и родители считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного.

    Однако, научные исследования показали, что психологическое насилие приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы, порождает у него агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает стресс, подобный эффекту травмы от физического насилия. Поэтому родителю так важно во время вставать на защиту ребенка.

    Об ответственностиСогласно Федеральному закону от 29.12.

    2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

    За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана  вина педагога,  то в зависимости  от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

    Что делать?Специалисты советуют, если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не рекомендуется давать советы, как справиться с ситуацией. А такой совет как «не обращать внимания», лишает ребенка необходимой поддержки.

    Первый шаг, который должен сделать родитель, это встретиться с педагогом. К нему нужно идти подготовленным, знать все о случившемся, вплоть до конкретных дат. Надо спокойно изложить свою позицию. Не следует конфликтовать с педагогом. Лучшее решение проблемы — взаимное сотрудничество.

    Если разговор проблему не решил, то согласно Федеральному закону об образовании №273-ФЗ в целях защиты прав несовершеннолетних обучающихся их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе:— обратиться к директору школы с заявлением о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и ответу в письменном виде;— обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением;— использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.Если уж никакие способы не работают, ребенка целесообразно перевести в другую образовательную организацию.

    Если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения, то лучше всего обратиться к психотерапевту для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности.

    Также по теме в блоге:
    «Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
    «Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
    «Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
    «Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
    «Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
    «Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
    «Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

    Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

    Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

    Источник: https://eduinspector.ru/2017/09/21/primenenie-mer-fizicheskogo-ili-psihologicheskogo-vozdejstviya-k-obuchayushhimsya-nedopustimo/

    Защита Законом