Можно ли организовать проверку в производственный цех, если нет доказательств?

Проведение осмотра помещений и территории контрагентов налогоплательщика и третьих лиц налоговыми органами — Audit-it.ru

Можно ли организовать проверку в производственный цех, если нет доказательств?

Кислов С.С., эксперт журнала

Журнал “Строительство: акты и комментарии для бухгалтера” № 1/2020

Комментарий к Постановлению АС ВСО от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018.

В Письме ФНС России от 16.10.

2015 № СД-4-3/18072 была высказана следующая точка зрения: для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со ст. 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 НК РФ в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки. Проще говоря, по мнению ФНС, налоговые инспекторы вправе проводить осмотр помещений (территорий) не только проверяемого налогоплательщика, но и его контрагентов.

Эта позиция была поддержана некоторыми судами, которые делали вывод, что протокол осмотра помещений контрагентов в рамках встречных проверок является допустимым доказательством.

Проведение таких осмотров не противоречит НК РФ, так как ст.

 92 НК РФ не содержит запрета на осмотр помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика в целях подтверждения данных, отраженных в представленных этим налогоплательщиком документах.

Однако Решением ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296 указанный абзац письма ФНС был признан недействующим, а Апелляционным определением Апелляционной коллегии ВС РФ от 27.08.2019 № АПЛ19-333 названное решение было оставлено без изменения.

Важно, что ФНС признала приоритет позиции ВС РФ, о чем свидетельствует Письмо ФНС России от 14.10.2019 № СА-4-7/21065[1]. В пункте 11 этого письма сказано следующее:

  1. Не допускается проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.

  2. Разъяснение ФНС признано Верховным Судом не соответствующим действительному смыслу п. 1 ст.

     92 НК РФ, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика (должностное лицо налогового органа, проводящее выездную либо камеральную проверку на основе налоговой декларации в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов).

  3. Подпунктом 6 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено право налоговых органов осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

  4. Исходя из взаимосвязанных положений п. 1 ст. 92 и пп. 6 п. 1 ст. 31, а также п. 1 ст. 82 НК РФ Верховный Суд сделал вывод, что при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения.

Кроме того, ФНС отметила, что в силу п. 1 ст. 93.

1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

При возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок, п.

 2 обозначенной статьи предусмотрено право инспекции истребовать эти документы у участников данной сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке. Таким образом, названные положения определяют такое самостоятельное мероприятие налогового контроля, как истребование документов (информации). Это право не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений, указанные в ст. 92 НК РФ.

Подведем итог. Налоговые органы вправе проводить осмотр помещений и территории проверяемого (в рамках камеральной или выездной проверки) налогоплательщика.

Осмотр помещений и территории его контрагентов, а также третьих лиц возможен только в том случае, если эти площади используются проверяемой организацией для ведения своей деятельности.

В противном случае у инспекторов нет прав на осмотр территорий или помещений партнеров проверяемой организации и третьих лиц.

В случае если проверяющие придерживаются иного мнения, организация (ИП) могут обжаловать незаконные действия налогового органа. Отстоять свои права вполне реально, что подтверждает, в частности, Постановление АС ВСО от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018.

В этом деле ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС о признании незаконным постановления о проведении осмотра территорий и помещений. Приняв во внимание позицию ВС РФ, судьи удовлетворили заявленное требование.

Одновременно с инспекции в пользу общества были взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере 4 500 руб.

И буквально под занавес 2019 года запрет на проведение налоговыми органами осмотра помещений контрагента проверяемого налогоплательщика подтвердил Минфин (см. Письмо от 06.12.2019 № 03-02-07/1/95045). Это позволяет надеяться, что споров по данной проблеме будет меньше и коммерсантам не придется обращаться в суды. 

[1] «О направлении обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения».

Источник: //www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/1005279.html

наблюдение и закон

Можно ли организовать проверку в производственный цех, если нет доказательств?

В современный век технологий и усиления безопасности тяжело не попасть объектив видеокамеры. Но как же личное пространство и неприкосновенность частной жизни?

В этой очень статье мы подробно разберем очень сложную и противоречивую тему, по которой нет не единого законодательства, в каких случаях видеосъемка является законной и обоснованной, а в каких – за нее можно серьезно поплатиться.

Нормативные акты, регулирующие видеонаблюдение

В Российском законодательстве нет отдельного закона, который бы регулировал деятельность по видеонаблюдению. Поэтому приходится руководствоваться различными нормативно-правовыми актами, действующими в той или иной сфере.

Главенствующим законом, конечно же, является Конституция РФ, в которой закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.23).

Именно поэтому в деятельности по видеонаблюдению так много сложностей.

Ведь при несоблюдении законных требований недовольный видеонаблюдением гражданин может обвинить владельца камеры во вторжении в его частную жизнь и, с точки зрения закона, будет прав.

Еще одним существенным ограничением деятельности по видеонаблюдению является то обстоятельство, что специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, могут приобретаться или продаваться лишь в соответствии со специальной лицензией ФСБ. И использоваться могут лишь уполномоченными органами для оперативно-розыскной деятельности, а не в личных целях.

Если же вы – обычный человек, который хочет установить скрытое шпионское устройство (например, закамуфлированное под плюшевого медведя) и с помощью него следить за недобросовестной няней или домработницей, то вы не только не сможете использовать эти видеозаписи как доказательство, но и рискуете оказаться привлеченным к серьезной ответственности.

Так какие же законные требования должны быть соблюдены? Ответы на эти вопросы содержатся в различных нормативно-правовых актах:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Жилищный кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Уголовный кодекс РФ и др.

Основным законом для понимания, как сделать видеосъемку законной, является, пожалуй, Федеральный закон “О персональных данных”. Давайте разбираться, чем же он так важен.

Дело в том, что персональные данные – это любые данные, относящиеся к определяемому лицу.

При этом видеокамера фиксирует именно биометрические персональные данные – то есть физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность.

И в этом случае этим же федеральным законом установлено, что если вы планируете хранить видеозапись, использовать ее, передавать каким-то третьим лицам, вам необходимо получить на это согласие от лиц, попавших в объектив камеры, в письменной форме.

Это требование кажется невыполнимым.

Если, к примеру, установить видеокамеру во дворе дома, как же стребовать со всех такое согласие, включая даже случайных посетителей? К счастью, Роскомнадзор по этому поводу дал официальные разъяснения.

Если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в публичных местах, открытых для свободного посещения, то тогда письменное согласие на сбор таких персональных данных не требуется.

Однако какое согласие на сбор персональных данных и в какой форме нужно получить, если видеосъемка планируется не в публичном открытом месте, а, например, в офисе, на производстве или на собственном участке? Со всеми этими вопросами разберемся ниже.

Какие документы необходимы для установки видеонаблюдения

Сами по себе монтаж оборудования для видеонаблюдения и его эксплуатация не требуют специальных разрешений или лицензий (за исключением специальных технических средств для негласного получения информации, которые вправе использовать только по лицензии ФСБ).

Исключения могут быть установлены лишь в отдельных городах местными постановлениями, например, для сохранения фасадов исторических зданий и т.п. В таких случаях может потребоваться еще согласование местного Департамента архитектуры.

Если же в вашем городе ничего подобного не предусмотрено, то можно смело монтировать видеокамеры.

Однако какие документы нужны, чтобы сделать законной и саму видеосъемку, и возможность хранения видеозаписей, включая их использование и вероятную передачу третьим лицам (органам следствия и суду)?

Для разных случаев пакет документов нужен различный, и ниже мы подробно разберем самые частые ситуации.

Законность установки видеонаблюдения

Подробно разберем ситуации при которых видеонаблюдение считается законным, а в каких ситуация нет.

В квартире или частном жилом доме

Закон «О персональных данных» говорит, что не требуется соблюдать какие-то особенные требования, если видеосъемка осуществляется исключительно для личных и семейных нужд и не нарушает ничьих прав. То есть, если все домочадцы в курсе видеосъемки и не возражают против нее, то никаких препятствий для ее проведения нет.

Источник: //videomir.pro/stati/videonablyudenie-i-zakon/

Выемка документов при налоговой проверке

Можно ли организовать проверку в производственный цех, если нет доказательств?

Выемка документов при налоговой проверке. Как проводится выемка документов (предметов) при налоговой проверке? Читайте об этом в нашей статье.

Вопрос: Налоговый орган в связи с проверкой делает выемку документов – для чего?

Ответ: Для целей осуществления налогового контроля в ходе налоговых проверок налоговиками часто производится выемка документов, например, в случае, когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица или у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены; а также для почерковедческой экспертизы. Почерковедческая экспертиза, как правило, проводится проверяющими в отношении документов налогоплательщика по взаимоотношениям с фирмами-однодневками.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ). В рамках выемки у проверяемой организации могут быть изъяты любые документы и предметы, имеющие отношение к налоговой проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ). Выемка проводится на основе мотивированного постановления должностного лица, которое проводит выездную налоговую проверку.

Как проводится выемка документов (предметов) при налоговой проверке

В ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе проводить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ). В рамках выемки у проверяемой организации могут быть изъяты любые документы и предметы, имеющие отношение к налоговой проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Камеральная проверка

О правомерности проведения выемки в ходе камеральных налоговых проверок см. Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке.

Обоснование выемки

Провести выемку инспекция может только при наличии мотива (обоснования) (п. 1 ст. 94 НК РФ). Например, проведение выемки документов (как подлинников, так и копий) будет обосновано, если организация не представит (несвоевременно представит) документы по требованию инспекции (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, обоснованным считается проведение выемки подлинников документов, если:

Документальное оформление

Чтобы провести выемку, инспекция оформляет постановление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189. Выносит постановление инспектор, который непосредственно проводит выездную налоговую проверку, а утверждает его руководитель инспекции (его заместитель). Об этом говорится в пункте 1 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Помимо отметки руководителя инспекции (его заместителя) об утверждении постановления о производстве выемки, в этом документе должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • Ф.И.О. и должность инспектора, который вынес постановление;
  • полное и сокращенное наименования организации (ответственного участника консолидированной группы), в которой проводится выездная проверка, ее ИНН и КПП;
  • мотивы проведения выемки;
  • полное и сокращенное наименования организации, в которой назначена выемка, ее ИНН и КПП;
  • описание изымаемых документов (предметов).

Такие реквизиты предусмотрены приложением 19 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189.

Процедура

Инспекция проводит выемку предметов и документов в присутствии:

  • понятых;
  • представителей организации, в которой проводится выемка;
  • специалистов (при необходимости).

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Присутствие понятых при производстве выемки обязательно для подтверждения содержания и результатов выемки (п. 5 ст. 98 НК РФ). В качестве понятых проверяющие могут пригласить любых незаинтересованных лиц (п.

 2 ст. 98 НК РФ). Например, привлекать сотрудников инспекции в качестве понятых проверяющие не вправе (п. 4 ст. 98 НК РФ). В производстве выемки должно участвовать не менее двух понятых (п. 2 ст. 98 НК РФ).

До начала выемки сотрудники инспекции предъявляют постановление о производстве выемки и разъясняют всем присутствующим их права и обязанности (абз. 2 п. 3 ст. 94 НК РФ). Далее сотрудники инспекции предлагают представителям организации, в которой проводится выемка, добровольно выдать документы и предметы. В случае отказа они проводят выемку принудительно.

Если представители организации, в которой проводится выемка, отказываются вскрывать помещения и иные места (например, сейф), где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, то инспекция вправе сделать это самостоятельно. При этом сотрудники инспекции по возможности должны избегать повреждений запоров, дверей и иных предметов (например, сейфа).

Это следует из положений пункта 4статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Проводить выемку документов и предметов в ночное время инспекция не вправе (п. 2 ст. 94 НК РФ). Ночным признается время с 22 часов вечера до 6 часов утра (ст. 96 ТК РФ).

Изымаемые документы и предметы сотрудники инспекции обязаны предъявлять всем участникам выемки и при необходимости тут же их упаковывать (абз. 1 п. 9 ст. 94 НК РФ).

Если в ходе выемки сотрудники инспекции изымают подлинники документов, то они должны снять с подлинников копии. Копии заверяет сотрудник инспекции и передает их представителю организации, в которой проводится выемка.

Если снять копии одновременно с изъятием подлинников документов невозможно, передать заверенные копии в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после их изъятия.

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 8 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Изъятые инспекцией документы (подлинники, копии) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью организации либо подписью ее представителя. Если представитель организации отказывается поставить печать или подпись на изъятых документах, то инспектор делает об этом отметку в протоколе выемки. Об этом говорится в пункте 9 статьи 94 НК РФ.

Протокол

Протокол выемки документов и предметов составляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189 (п. 6 ст. 94 НК РФ). Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ) и должен содержать в себе следующие данные:

  • наименование документа (протокол выемки документов и предметов);
  • место и дату составления;
  • время начала и окончания выемки;
  • должность, Ф.И.О. инспектора, который составил протокол;
  • сведения о лицах, которые участвовали в выемке (их Ф.И.О., адрес, гражданство и т. п.);
  • сведения об объектах выемки (изъятых документах, предметах);
  • подробное описание результатов выемки.

Это следует из положений пункта 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Сведения об объектах выемки, указываемые в протоколе, должны содержать:

  • наименование изъятого документа или предмета;
  • количество изъятых предметов;
  • индивидуальные признаки изъятых предметов;
  • стоимость изъятых предметов (если есть возможность ее определить).

По усмотрению инспекции сведения об изъятых документах и предметах могут быть отражены не в самом протоколе, а в прилагаемых к нему описях. Об этом говорится в пункте 7 статьи 94 Налогового кодекса РФ.

Протокол подписывают все лица, которые принимали участие в выемке. При этом и понятые, и представители организации, и приглашенные инспекцией специалисты могут внести в протокол или приложить к нему свои замечания. Об этом говорится в пункте 3 статьи 99 Налогового кодекса РФ.

Копия протокола о выемке вручается под расписку представителю организации, в которой проводилась выемка, или высылается в адрес этой организации (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Ситуация: можно ли признать выемку незаконной, если она проведена с нарушением требований Налогового кодекса РФ (например, в постановлении о производстве выемки не указан мотив)

Да, можно.

Требования к проведению выемки и оформлению ее результатов установлены в статье 94 Налогового кодекса РФ. Если инспекция при проведении выемки не соблюдает указанные требования, то выемка считается незаконной. Арбитражная практика подтверждает правомерность этого вывода. В частности, суды признают выемку незаконной, если:

  • в нарушение пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса РФ постановление о производстве выемки вынес не инспектор, участвующий в проверке, а руководитель инспекции (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5552/2009(19563-А27-49));
  • в нарушение пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса РФ в постановлении о производстве выемки не указан мотив (см., например, определения ВАС РФ от 9 июня 2008 г. № 7483/08, от 6 марта 2008 г. № 2652/08, постановления ФАС Центрального округа от 22 февраля 2008 г. А48-1613/07-15, Волго-Вятского округа от 13 ноября 2007 г. № А11-13963/2006-К2-21/874/18, Западно-Сибирского округа от 28 октября 2009 г. № А70-8990/2008, от 14 сентября 2009 г. № Ф04-5552/2009(19563-А27-49), от 19 января 2009 г. № Ф04-8162/2008(18805-А03-15), Московского округа от 29 августа 2008 г. № КА-А41/7870-08, от 12 июля 2006 г. № КА-А40/6276-06);
  • в нарушение положений абзаца 1 пункта 3 статьи 94 Налогового кодекса РФ выемка проведена без участия представителя организации (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23 апреля 2004 г. № А10-5073/03-11-Ф02-1259/04-С1);
  • в нарушение пункта 4 статьи 93 Налогового кодекса РФ выемка документов проведена без их предварительного истребования у организации (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 1 июля 2009 г. № Ф04-3822/2009(9598-А70-41), Уральского округа от 5 мая 2009 г. № Ф09-2711/09-С3).

Признание выемки незаконной дает право организации требовать от инспекции возврата изъятых документов и предметов.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.

Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.

Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

Источник: //www.glavbukh.ru/hl/228819-vyemka-dokumentov-pri-nalogovoy-proverke

Прокурорские проверки ограничили

Можно ли организовать проверку в производственный цех, если нет доказательств?

С 18 марта действуют новые правила прокурорских проверок. Теперь прокуроры не могут требовать документы когда захотят, бесконечно продлевать сроки и проверять то, что их вообще не касается.

Закон ограничил длительность проверок и объяснил, какие документы прокурорам можно не показывать.

Это касается всех: обычных людей, мелких предпринимателей, неизвестных фирм и крупных организаций.

Ведь прокуратура может проверять всё что угодно: как соблюдаются права сотрудников на предприятии, правильно ли установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги и имел ли право мэр отменять бесплатный проезд для многодетных. А еще прокуратура проверяет проверяющих: налоговую, районную управу или пожнадзор.

Управа на прокурора 

Источник: //journal.tinkoff.ru/news/prokuratura-new/

Защита Законом