Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

Ответственность водителя за наезд на пешехода

Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

Одним из самых тяжелых правонарушений, связанных с управлением автомобилем, является наезд на пешехода.

Согласно действующим правилам дорожного движения РФ, пешеходы, наравне с водителями и пассажирами транспортного средства, являются участниками дорожного движения.

Но при этом пешеходы являются наименее физически защищенной категорией участников дорожного движения, так как подавляющее большинство происшествий с участием пешеходов имеют последствия в виде причинения различной степени тяжести вреда их здоровью или даже в виде их смерти.

С другой стороны, даже самый аккуратный и внимательный водитель никогда и не при каких обстоятельствах не застрахован от «неизвестно откуда выбежавшего» перед движущимся автомобилем человека.

В данной публикации мы будем рассматривать ответственность водителя за наезд на пешехода, порядок его действий в том случае, если ДТП произошло не по его вине, а по вине пешехода и другие, связанные с данным происшествием, вопросы.

Отдельно мы рассмотрим ответственность водителя за наезд на пешехода на «зебре».

Об ответственности автомобилистов за непредоставление преимущества в движении пешеходам вы можете прочитать здесь.

Что считается наездом на пешехода

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации:

«Пешеход» – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу».

К пешеходам приравниваются инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем, а также лица:

  • ведущие транспортные средства (мотоцикл, мопед, велосипед);
  • везущие тележку, санки, детскую или инвалидную коляску и т.д.;
  • передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и иных аналогичных средствах.

Не считаются пешеходами:

  • сотрудники ГАИ, осуществляющие контроль за дорожным движением;
  • регулировщики;
  • работники дорожных и аварийных служб;
  • водители транспортных средств.

Наезд на пешехода – это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого в процессе движения транспортного средства происходит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов.

Наезд на пешехода может иметь последствия различной степени тяжести – ранение или гибель человека, повреждение автомобиля, причинение морального вреда, причинение вреда перевозимым грузам и др.

Что грозит водителю, совершившему наезд на пешехода

Ответственность водителя, совершившего наезд на пешехода, регламентирована нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.

Гражданская ответственность для водителя наступает независимо от наличия его вины, так как автомобиль (а также любое другое транспортное средство) является источником повышенной опасности для окружающих.

Это означает, что причиненный вред в соответствии со ст. 1079 ГК РФ в обязательном порядке подлежит возмещению водителем транспортного средства, если он не докажет, что таковой возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Если здоровью пешехода нанесен ущерб, то в соответствии со ст. 1100 ГК РФ он вправе потребовать также компенсацию морального вреда от собственника автомобиля или водителя, находившегося за рулем.

Административная или уголовная ответственность грозит только тем водителям, виновность которых в нарушении требований ПДД, повлекших за собой наезд на пешехода, доказана.

Административная ответственность, в соответствии с КоАП РФ, предусмотрена за причинение вреда здоровью потерпевшего легкой (ст. 12.24 ч.1) и средней (ст. 12.24 ч. 2) тяжести.

Таким образом, наказание в данном случае зависит от тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда, а также наличия либо отсутствия в действиях водителя отягчающих и смягчающих обстоятельств.

К отягчающим обстоятельствам относятся:

  • повторное совершение правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП;
  • совершение ДТП в состоянии опьянения и др.

Смягчающими обстоятельствами являются:

  • добровольное возмещение причиненного ущерба потерпевшему пешеходу;
  • совершение нарушения беременной женщиной, либо имеющей малолетнего ребенка;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • раскаяние нарушителя и др.

Постановление по делу об административном правонарушении выносит федеральный судья.

Водитель транспортного средства может быть подвергнут:

  1. Административному штрафу в размере 2500-5000 руб. либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1 – 1.5 года – в соответствии с ч.1 ст.12.24 КоАП РФ.

  2. Административному штрафу в размере 10000-25000 руб., либо лишению права управления транспортными средствами на срок 1.5 – 2 года – в соответствии с ч. 2 ст.12.24 КоАП РФ.

Штрафы ГИБДД за нарушение правил дорожного движения

Уголовная ответственность (ст. 264 УК РФ) наступает, если, по заключению судебно-медицинской экспертизы, сбитому человеку по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью либо наступила его смерть.

По всем дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим за собой тяжкие последствия, в обязательном порядке поводится предварительная проверка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России.

Если имеются сведения о виновности водителя, то в рамках уголовного дела осуществляется предварительное расследование, после завершения которого, материалы направляются для рассмотрения в федеральный суд.

При вынесении решения по уголовному делу также принимаются во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Следует также знать, что совершение ранее указанных уголовно-наказуемых деяний водителем в состоянии опьянения значительно увеличивает размер наказания (ч. ч. 2 и 4 УК РФ).

Отсутствие вины водителя при наезде на пешехода

Как же доказать свою невиновность водителю, если на нерегулируемом пешеходном переходе человек внезапно выбежал прямо под колеса движущегося автомобиля?

В нашей практике встречались такие случаи, сделать это хоть и достаточно сложно, но вполне возможно.

В первую очередь обратим внимание на п. 4.5 Правил дорожного движения РФ, в соответствии с которым:

«на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

То есть, переводя с юридического на обычный язык, перед тем, как выйти на проезжую часть, пешеход обязан оценить целый ряд факторов, например, расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, видимость с учетом природных условий (ночное время, дождь, туман), скорость своего движения и др.

Таким образом, в любом случае пешеход обязан убедиться в безопасности перехода перекрестка.

Во-вторых, заметив «выскочившего» человека, водитель движущегося автомобиля, чтобы избежать наезда, должен сразу же прибегнуть к экстренному торможению.

Действия пешехода будут признаны неправомерными, если будет доказано, что у водителя отсутствовала техническая возможность избежать наезда в условиях конкретной дорожной обстановки.

Однако каждому водителю важно помнить, что его вина в случае, если ДТП произошло на «зебре», предполагается по умолчанию (юридический термин – «презюмируется»).

Ведь в соответствии с п. 14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, водители обязаны уступить дорогу людям, переходящим дорогу по пешеходному переходу.

Ответственность пешехода за нарушение ПДД

Следует признать, что далеко не всегда причинами дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов является невнимательность водителя транспортного средства.

Каждому автомобилисту очень хорошо знакомы ситуации, когда, например, пешеход внезапно начинает переходить (перебегать) дорогу прямо перед движущимся автомобилем, да еще и в неположенном месте из-за объектов и (или) транспортных средств, ограничивающих обзор дороги.

Большинству водителей транспортных средств, наверняка, также известна ситуация, когда в условиях плохой видимости пешеходы движутся по проезжей части, да еще и в темной одежде, а рядом, при этом, для них имеется тротуар.

Здесь хотелось бы обратиться к «безлошадным» участникам дорожного движения.

Действительно, наказание, предусмотренное в настоящее время ч. 1 ст. 12.29. КоАП РФ для пешеходов за нарушение Правил дорожного движения РФ, можно считать символическим (предупреждение или штраф в размере 500 рублей). Да и случаи привлечения пешеходов к ответственности за указанные нарушения носят на практике единичный характер.

Тем не менее, абсолютно очевиден тот факт, что за нарушение правил дорожного движения пешеход во многих случаях может заплатить не только своим здоровьем, но и жизнью.

Кроме этого, к сожалению, далеко не всем известно, что пешеход – виновник дорожно-транспортного происшествия, за вред, причиненный своими неправомерными действиями, кроме административной, несет также и гражданско-правовую ответственность (ст. 1064 ГК РФ).

Теоретически, владелец автомобиля во многих случаях может потребовать с виновного пешехода компенсировать затраты на ремонт автомобиля (хотя, надо признать, на практике такое случается крайне редко).

Грубая неосторожность пешехода

Основанием для уменьшения суммы, взыскиваемой с автомобилиста в гражданско-правовом порядке, может служить грубая неосторожность пешехода (ч. 2 ст. 1083 ГК РФ).

Степень неосторожности потерпевшего определяет суд.

Как правило, к случаям грубой неосторожности относится, например, нахождение пешехода в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или медикаментозного).

Завершая данную публикацию, хотелось бы отметить, что все вопросы, относящиеся к случаям ДТП с участием пешехода (установление вины водителя, взыскание ущерба, компенсация морального вреда, обжалование постановления о назначении административного наказания и др.) необходимо решать, только с учетом конкретной ситуации.

Поэтому совершенно не лишним, в любом случае, будет обращение за правовой помощью к специалисту в данной области.

Источник: https://advocat-rostov.ru/otvetstvennost-voditelya-za-naezd-na-peshekhoda

Дтп по вине пешехода: ответственность водителя и пешехода

Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании.

Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон.

В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке – возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны – одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред.

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ – соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО.

Для автовладельцев этот вопрос решается просто – компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии.

Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом – вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ – этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Порядок привлечения к ответственности

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов – нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

  • исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • копия правоустанавливающих документов на автомашину – свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
  • полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
  • акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
  • акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
  • платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Судебный процесс

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП.

При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены.

Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах – в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов – например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии.

Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела.

Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/dtp-po-vine-peshexoda

Если сбил пешехода по его вине: последствия

Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

В крупных городах аварии с участием пешеходов происходят каждый день.

На самом деле, сбить человека очень просто, особенно в тех случаях, когда пешеход сам намеренно перебегает дорогу в неположенном месте.

В большинстве случаев люди считают, что они поступают правильно: ведь по ПДД у них есть приоритетное право на дороге, а переход в неположенном месте – реальный способ сэкономить свое время.

Однако не все такие опрометчивые решения заканчиваются благополучно. Иногда водитель просто не успевает затормозить, и человек оказывается под колесами. Многие ошибочно считают, что в ДТП с участием пешеходов автомобилист всегда остается виновником аварии. Так ли это на самом деле?

Что лучше не делать после ДТП с пешеходом

Изучая нормы российского законодательства и практику, можно выделить целый перечень рекомендаций, что не должен делать автолюбитель, ставший участником ДТП, в котором виноват пешеход. При соблюдении этих правил, ему удастся отстоять свою точку зрения в ходе судебного разбирательства:

  1. Нельзя скрываться с места дорожно-транспортного происшествия. Данное обстоятельство играет большую роль вне зависимости от того, является водитель виновным или пострадавшим лицом в аварии.
  2. Нельзя убирать или передвигать автомобиль с места аварии. Даже если к моменту приезда на место ДТП сотрудников дорожной инспекции авто будет перемещено всего на пару метров, это будет основанием для привлечения собственника к ответственности. Размер ответственности за такое нарушение – до 2 лет лишения права на управление транспортными средствами.
  3. Если у водителя нет специального образования или навыков, он не должен оказывать пострадавшему доврачебную помощь. Достаточно успокоить пешехода, постараться остановить кровотечение. Перемещать потерпевшего нельзя, так как это может усугубить ситуацию и вызвать внутреннее кровотечение.

По приезду сотрудников ГИБДД на место аварии, ими будут проведены обязательные следственные действия, сбор доказательств и фактов аварии, а также вынесено решение о виновности в ДТП. Виновнику аварии будет предъявлено обвинение в дорожно-транспортном происшествии.

Пешеход виновен в ДТП: последствия

К сожалению, большая часть пешеходов не знает правила дорожного движения. Именно по этой причине у них сформировано мнение о том, что водитель должен пропускать людей на дороге в любом случае.

Переходя дорогу в неположенном месте, многие люди забывают о своей безопасности, искренне считая, что у автомобилиста будет возможность резко снизить скорость и остановить авто или иным способом уйти от столкновения.

К сожалению, технические характеристики авто не позволяют водителю полностью остановить авто за пару секунд, поэтому большая часть таких выходов на дорогу заканчивается неблагоприятными последствиями.

Пешеход – это такой же участник дорожного движения, поэтому на него также распространяются требования ПДД. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен следующий перечень видов ответственности, к которым может быть привлечен пешеход – виновник ДТП.

  1. За причинение вреда здоровью легкой или средней степени тяжести, виновник должен выплатить штраф в размере от 1 до полутора тысяч рублей.
  2. За причинение тяжкого вреда здоровью виновник может понести уголовное наказание и лишение свободы на срок до 2 лет.
  3. Если в результате столкновения пострадавший умер, виновное лицо привлекается к ответственности в рамках уголовного законодательства, а также лишается свободы на срок до 4 лет.
  4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия умерло 2 пострадавших, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности и лишается свободы на срок до 7 лет.

Даже если пешеход переходил в неположенном месте и ДТП произошло по его вине, Всю вину часто пытаются переложить на автовладельца. Ему вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД (не выбрал скорость, позволяющую избежать столкновение), пункта 8.1 ПДД (водитель мог бы избежать столкновения, если бы ехал прямо), пункта 1.

5 ПДД (автомобилист создал опасность для движения). Для того, чтобы избежать вменения данных пунктов, необходимо позаботиться о показаниях свидетелей, видеозаписях с наружных камер или видеорегистратора. Также рекомендуется заявить ходатайство о проведении судебной экспертизы.

Она поможет доказать вину пешехода в нарушении ПДД.

Как виновность пешехода закреплена в законодательстве

Помимо того, что пешеход, по своей собственной неосторожности, может погибнуть под колесами транспортного средства, он также может быть привлечен к материальной ответственности. Однако на практике привлечение к финансовому наказанию встречается достаточно редко из-за сложности его реализации на практике.

В соответствии с требованиями российского законодательства, обязанность по возмещению причиненного ущерба пострадавшему возложена на виновника дорожно-транспортного происшествия. То есть, если столкновение произошло по умыслу пешехода, то компенсировать причиненные повреждения должен именно он.

В случае с пешеходами данный вид ответственности закреплен в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного законодательного акта, обязанность по возмещению причиненного вреда возлагается на виновного в аварии, вне зависимости от того, кто это.

Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации. В соответствии с определением данного суда, вынесенном в 2012 году, пешеходы, которые стали виновниками дорожно-транспортных происшествий, не могут быть освобождены от ответственности за причиненный пострадавшему материальный ущерб.

Соответственно, можно сделать вывод, что в ДТП, произошедших по вине пешехода, действует обоюдная ответственности:

  1. Водитель транспортного средства должен возместить вред, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в результате столкновения пешехода.
  2. Пешеход должен компенсировать материальный ущерб, который был причинен водителю транспортного средства в результате ДТП.

Порядок действий водителя в случае ДТП по вине пешехода

Результат определения виновного в ДТП лица во многом зависит от действий участников аварии. Так как автомобилист управлял источником повышенной опасности, именно ему необходимо доказывать свою невиновность и следить за соблюдением порядка действий после ДТП.

Действия водителя до приезда ГИБДД

Прежде всего стоит запомнить, что даже если пешеход, которого сбил автомобиль, уверяет автомобилиста в том, что с ним все нормально, и он не нуждается в помощи, лучше настаивать на своем и вызвать на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников ГИБДД.

В судебной практике есть много случаев, когда пешеход, вернувшись домой, составляет грамотное заявление о наезде на него. Причем в этом документе будут содержаться все сведения об автомобиле и данные автомобилиста.

В этом случае водителю транспортного средства не избежать ответственности, так как именно он будет считаться виновником ДТП. Кроме того, судом будет учитываться и отягчающее обстоятельство аварии – виновное лицо скрылось с места ДТП, что влечет за собой лишение водительских прав.

Чтобы избежать таких неприятных последствий, если пешеход настаивает на том, чтобы не вызывать ГИБДД (незначительные повреждения, а ждать приезда сотрудников дорожной инспекции нет времени), автомобилист должен взять расписку, в которой пострадавший пишет, что у него нет никаких претензий. Данный документ выступает в качестве соглашения об обоюдном примирении сторон.

Однако стоит помнить о том, что в суде такая расписка не будет иметь никакой юридической силы. Поэтому лучше всего сразу же вызвать на место аварии сотрудников дорожной инспекции, чтобы зафиксировать факт ДТП с участием пешехода.

До приезда на место ДТП сотрудников ГИБДД, водитель должен переписать данные очевидцев произошедшего. Помимо ФИО и контактных данных, желательно взять их письменные доказательства, подтвержденные личной подписью. В дальнейшем эти документы могут быть приобщены к материалам дела и использованы в качестве доказательства невиновности автолюбителя в суде.

В случае если есть следы торможения, знак аварийной остановки необходимо установить именно в начале тормозного пути.

Это позволит сотрудникам дорожной инспекции определить расстояние, с которой водитель начал останавливать авто. Данный факт является свидетельством того, что автомобилист пытался предотвратить столкновение.

Кроме того, по этим данным эксперт может рассчитать скорость, с которое двигалось транспортное средство.

Чтобы у специалистов была возможность провести автотехническую экспертизу, нельзя трогать осколки стекла, пластика и прочие части автомобиля.

До приезда на место ДТП по вине пешехода сотрудников ГИБДД, водитель должен зафиксировать положение транспортного средства и пострадавшего относительно крупных стационарных объектов.

Действия после приезда ГИБДД

По приезду на место ДТП сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенный порядок действий.

  1. Во время составления протокола об аварии, водитель должен постоянно находиться рядом с сотрудниками ГИБДД, следить за фиксируемыми ими цифрами, сведениями, заносимыми в протокол об аварии. Стоит помнить о том, что схема и протокол должны быть подписаны автомобилистом только после полного изучения этих документов.
    Водитель имеет право вносить свои изменения в протокол, если, на его взгляд в документе имеются какие-либо неточности. Лучше всего привлечь адвоката еще на стадии составления протокола, чтобы он смог проверить правильность отраженной в документе информации.
  2. Ни в коем случае нельзя грубить и пререкаться с сотрудниками полиции. Лучше всего разговаривать с ними адекватно и сдержанно. В случае если водитель по каким-либо причинам не согласен со сведениями, указанными в протоколе, он имеет право обжаловать полученный документ в течение 10 дней, подкрепив свою точку зрения доказательствами (записи с камер, показания свидетелей).
  3. На схеме ДТП обязательно должны быть зафиксированы те условия и препятствия, которые могли стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Чтобы доказать свою невиновность в ходе судебного разбирательства, автовладельцу необходимо добиться максимальной детализации обстоятельств аварии.
    В судебной практике есть много случаев, когда пешеходы умышленно создавали аварийные ситуации и подговаривали свидетелей, чтобы получить с водителя денежную компенсацию.
  4. Заключительный этап – получение записей с видеорегистраторов свидетелей произошедшего, камер наблюдения. Однако здесь стоит поторопиться – записи с камер видеонаблюдения хранятся всего 3 дня, так что, если водитель не успеет получить их в течение этого срока, он лишиться доказательства своей невиновности.

К сожалению, ситуации, когда водителя авто необоснованно обвиняют в ДТП встречаются достаточно часто. Поэтому стоит заранее подготовиться и узнать, как правильно действовать, чтобы в дальнейшем была возможность доказать свою невиновность в суде.

  • Информация на сайте может быть не полной, т.к. законодательство регулярно меняется, вносятся поправки в законы.
  • В каждом отдельном случае могут быть особые условия.
  • Именно по этой причине обратитесь за консультацией бесплатно к нашим экспертам, мы выслушаем и окажем помощь в решении вашей проблемы! Задавайте вопрос сейчас!

Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/sbil-peshexoda-po-ego-vine-posledstviya/

Расследование наезда на пешехода

Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

Статья адресована как пешеходам, так и водителям, попавшим в ДТП и содержит информацию о том, как происходит производство по делам об авариях с пешеходами, вы также узнаете о методике расследования, используемой правоохранительными органами.

Наиболее распространенным видом дорожно-транспортных происшествий, при котором наступают тяжкие последствия, является наезд на пешехода.

Установление обстоятельств дорожных аварий с участием пешеходов и определение виновных в них лиц, имеет специфические черты.

Участникам происшествий необходимо знать, как происходит расследование наезда на пешехода.

Часто спор между участниками происшествий – наездов на пешеходов, решается не в пользу водителей транспортных средств.

В одних случаях водители транспортных средств, не проявляя должной внимательности, допускают нарушения правил дорожного движения, которые состоят в причинной связи с наездом на пешехода.

Результатом виновных действий является предусмотренная законом ответственность: административная, уголовная, материальная.

В других случаях, действуя в соответствии с предписаниями ПДД РФ, владельцы источников повышенной опасности – автомоторанспортных средств, привлекаются к гражданско-правовой ответственности, независимо от вины.

Подробности читайте в статьях:

Возмещение ущерба при ДТП

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Моральный ущерб при ДТП

Между тем, по вине пешеходов на дорогах России совершается около одной трети всех дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее распространенными нарушениями, являющимися причинами наездов на пешеходов считаются: переход проезжей части дороги в неустановленных правилами дорожного движения местах, выход на проезжую часть дороги в непосредственной близости перед транспортным средством.

Нередко сопутствующим фактором при наезде на пешеходов является их нахождение в состоянии алкогольного опьянения.

Для того, чтобы ответственность между водителями транспортных средств и пешеходами была распределена в соответствии с принципами законности и справедливости, необходимо квалифицированно документировать и расследовать каждое ДТП.

Как оформляется наезд на пешехода

Отличительной чертой абсолютного большинства автодорожных происшествий с участием пешеходов является наступление тяжких последствий, в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевших.

Действующее законодательство предписывает выполнение следующих правил оформления и расследования дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

  1. В обязательном порядке составляется протокол осмотра места происшествия.

    При ДТП с тяжкими последствиями на место аварии выезжает следственно-оперативная группа под руководством следователя.

    При необходимости к осмотру привлекается эксперт – криминалист и эксперт автотехник.

    Подробности в статье:

    Осмотр места происшествия при ДТП

  2. На месте аварии производится осмотр транспортного средства, результаты которого заносятся в протокол.

    Подробности в статье:

    Протокол осмотра места ДТП образец

  3. Устанавливаются и опрашиваются стороны и свидетели происшествия.

    При допросах, в числе прочих обстоятельств, выяснению подлежат: скорость движения транспортного средства перед наездом на пешехода, момент обнаружения опасности водителем и расстояние на котором водитель увидел пешехода на проезжей части дороги, темп, направление и траектория движения пешехода.

  4. В целях установления механизма дорожно-транспортного происшествия, определения взаимодействия транспортного средства и человека в момент наезда, исследования следов аварии, назначается профильная автоэкспертиза.

    Подробности в статье:

    Трасологическая экспертиза при ДТП

  5. Для определения механизма образования телесных повреждений, степени тяжести вреда причиненного здоровью и (или) причины смерти назначается судебно-медицинская экспертиза (СМЭ).

  6. Для оценки действий водителей автомототранспотных средств техническим требованиям ПДД РФ и исследовании вопроса о причинно-следственной связи этих действий с наступлением дорожно-транспортного происшествия назначается автотехническая экспертиза.

    Подробности в статье:

    Автотехническая экспертиза при ДТП

    Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

  7. По результатам расследования принимается процессуальное решение о привлечении виновного лица к предусмотренной законом ответственности или о прекращении производства по делу.

Условия привлечения к ответственности водителя за наезд на пешехода

Конечной целью расследования происшествия о наезде на пешехода транспортного средства является решение вопроса о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

Под возможностью избежать наезда на пешехода понимается способность водителя предотвратить ДТП путем выполнения предписаний п. 10.1 ПДД РФ в условиях конкретной дорожно-транспортной ситуации.

Абзац №2 указанной нормы Правил регламентирует, что при возникновении опасности для движения, водитель транспортного средства, обнаруживший эту опасность, должен принять меры к снижению скорости движения вплоть до полной остановки.

Условиями наступления ответственности за нарушение п. 10.1 абзац № 2 ПДД РФ являются наличие у лица, управлявшего автомобилем, возможности обнаружить пешехода на проезжей части дороги на расстоянии достаточном для остановки при движении автомобиля с безопасной скоростью и невыполнение предписаний об остановке транспортного средства.

При этом действующие Правила не предусматривают маневр в качестве способа предотвращения наезда.

Иными словами, если у водителя была возможность увидеть пешехода и остановиться, а он не смог этого сделать (отвлёкся, превысил скорость движения, попытался объехать препятствие и не справился с управлением), то имеются основания для предъявления ему обвинения в невыполнении требований п. 10.1. абзац № 2 ПДД РФ.

Следственно-судебная практика исходит из того, что моментом возникновения опасности для движения АМТС считается появление пешехода на проезжей части дороги.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме происшествий, связанных с наездами транспортных средств на пешеходов.

Полагаем, что понимание сути проблемы является прологом к ее правильному решению.

При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/naezd-na-peshekhoda

Наезд на пешехода: 3 вида наказания за нарушение в 2019 году

Можно ли доказать невиновность водителя, если произошел наезд на пешехода?

Сбить человека — это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

Их три:

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше — то средними.

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми — нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон — имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный — ущерб, нанесённый личности пострадавшего.

Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход — если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего.

В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй — реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход — переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 — о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения — до 3 лет;
  • задержанием — до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду — до 2 лет;
  • заключением в тюрьме — до 3 лет.

Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав — точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге — для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России — компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Чем грозит наезд со смертельным исходом?

Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения — срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения — 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация — если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении — очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон — суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:

  • заключением в тюрьме — до 7 лет (при одном умершем);
  • привлечением к полезному труду — до 4 лет.

Особенности уголовного наказания

Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:

  • нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
  • смерть пешехода.

При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания — 7 лет тюрьмы.

Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.

При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств — непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.

Под милость государства попадают:

  • беременные;
  • женщины после 55 лет;
  • женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
  • мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
  • мужчины после 60 лет;
  • лица до 18 лет — естественно, они водили без прав;
  • лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
  • инвалиды I-III групп.

Но у этих лиц всё равно будет судимость.

Можно ли избежать ответственности?

При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.

Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.

Каковы обязательные действия водителя:

  • выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
  • при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
  • если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
  • нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
  • обязательно нужно взять контакты свидетелей;
  • осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.

Согласно ПДД водитель должен немедленно остановить машину и не сдвигать её с места ни на дюйм, а также запрещено перемещать иные предметы, имеющие отношение к происшествию.

Часто сотрудники ГИБДД взыскивают штраф по этой статье (статья 2.5), даже если пешеходу не причинён какой-либо вред.

Пример — водитель выезжал со двора собственного дома и задел пешехода, после чего отъехал на 5 метров, чтобы не загораживать проезд.

Пешеход даже не ушибся, но написал заявление в полицию, и водителя арестовали на полмесяца (или лишили права на вождение), хотя предъявить штраф за наезд на пешехода не могли.

Владелец машины утверждал, что не уезжал с места аварии, ведь он живёт в этом доме, но сотрудники автоинспекции, ссылаясь на пункт 2.5 ПДД, не отменили постановления, а до суда дело не дошло.

Пожалуйста, оцените этот материал!

(21 4,76 из 5)
Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://motorsguide.ru/pravo/naezd-na-peshehoda

Защита Законом