Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

Главное о профессии воспитателя в Воронеже: советы начинающим специалистам и часто допускаемые ошибки

Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

14.02.2020

В Воронеже постоянно требуются воспитатели дошкольных образовательных учреждений – как опытные, так и новички. Только на портале Яндекс.Работа в январе 2020 года размещено больше 100 свежих вакансий от государственных и частных ДОУ.

В связи с ростом спроса на профессию к воспитателю выдвигаются особые требования.

То есть специалисты должны не просто любить детей и хотеть работать с ними, но и обладать рядом личных и профессиональных качеств, прислушиваться к советам более опытных коллег.

Каким должен быть воспитатель?

Для работы воспитателем требуется профильное среднее профессиональное или высшее образование. При наличии диплома любого непрофильного вуза, колледжа, техникума можно получить право работать в ДОУ, окончив курсы профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование».

Воспитатель должен обладать знаниями в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии, анатомии и гигиены, обязан разбираться в основах обучения математике, рисованию, физической культуре, чтению, счету и прикладному искусству.

Серьезные требования предъявляются к личным качествам специалиста, ведь ребенок в дошкольном возрасте опирается не только на слова, но и на поведение взрослого.

Поэтому воспитатель должен быть справедливым, спокойным, аккуратным, опрятным, тактичным, обладать хорошей дикцией и грамотной речью.

Может ли воспитатель работать учителем начальных классов?

Требования к образованию учителя начальных классов и воспитателя в профстандарте для педагогических работников одинаковы – им нужно окончить вуз, техникум или колледж по профилю «Образование и педагогические науки» либо пройти переподготовку на базе непрофильного высшего или среднего профессионального образования.

Но это не значит, что воспитатель может без дополнительного обучения устроиться на работу в школу. Чтобы получить нужные для преподавания в младших классах компетенции, необходимо пройти соответствующую программу профпереподготовки, например, курс:

Есть и программа, которая позволяет получить сразу две квалификации для работы в ДОУ и школе:

Распространенные ошибки начинающих воспитателей

  • Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
  • Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
  • Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
  • Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
  • Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.

Как избежать ошибок в работе с детьми? Советы опытных воспитателей

  • Всегда выясняйте, почему ребенок ведет себя слишком активно или пассивно. В первом случае постарайтесь успокоить малыша, а во втором – увлечь каким-то занятием или вовлечь в общую деятельность, игру.
  • Замечания делайте тихим голосом и адресно. Чтобы малыш вас услышал, подойдите к нему, отведите его в сторону.
  • Перед наказанием всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав.
  • Старайтесь не критиковать и не наказывать воспитанников при других детях, не использовать обидные характеристики даже в шутку.
  • Не выделяйте «любимчиков», старайтесь уделять одинаковое внимание всем детям в группе.
  • Разбирайтесь во всех конфликтных ситуациях, чтобы выявить их причины и провести разъяснительные беседы с участниками, а не только наказать виновных.
  • Ищите поводы, чтобы похвалить каждого ребенка.
  • Не требуйте от детей, чтобы они работали в одном темпе и добивались одинаковых результатов. Каждый малыш уникален и развивается по-своему.
  • Избегайте сравнения детей друг с другом, ведь в дошкольном возрасте они особенно чувствительны к оценке взрослых.
  • Формируйте у детей самостоятельность – не делайте все за них, позволяйте им принимать решения и совершать ошибки.
  • Наблюдайте за малышами, чтобы увидеть их склонности к определенным занятиям (рисованию, пению, физическим упражнениям и т. д.) и сообщить об этом родителям.
  • Работайте над разносторонним развитием детей, пробуйте разные виды деятельности, педагогические методы и приемы.

Можно ли пройти курсы для воспитателей детского сада в Воронеже?

В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти курсы профпереподготовки для работы в ДОУ на базе любого высшего или среднего профессионального образования. Обучение полностью дистанционное* – вы осваиваете программу через интернет и получаете диплом по почте.

Сколько учиться на воспитателя, зависит от программы – продолжительность курсов составляет от 3 до 13,5 месяцев. У нас можно получить разные квалификации: воспитатель детей дошкольного возраста, старший воспитатель, помощник воспитателя и другие (все программы вы найдете здесь).

Наши курсы разработаны экспертами-практиками, которые всегда готовы ответить на любые вопросы не только о воспитании и обучении детей, но и других аспектах работы в ДОУ, например, сколько часов должен работать воспитатель по закону и какую зарплату получать, какие обязанности на него возлагаются, как повысить категорию и т. д.

Если вы затрудняетесь с выбором курса, обращайтесь к специалистам приемной комиссии – они помогут определиться с программой и расскажут о порядке зачисления.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Внимание! С 1 по 11 мая сотрудники академии продолжают работать дистанционно!

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник: //vgaps.ru/news/704

Специальное дошкольное образование: кем можно работать?

Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

03.09.2019

Планируете работать с дошкольниками? Узнайте об особенностях учебной программы среднего профессионального образования воспитателей детских садов. Также в статье рассматриваются должностные обязанности педагогов, работающих с «особыми» воспитанниками, карьерные перспективы воспитателя и специфика работы с детьми с ОВЗ.

Специальное дошкольное образование: кем можно работать?

Прежде всего, следует разобраться, что это за профессия? Основное отличие от классического воспитателя – это возможность работать с детьми с особенностями здоровья.

Выпускник с данным профилем образования занимается образованием и развитием дошкольников, имеющих разного рода нарушения, но также он может работать с детьми с сохранным развитием.

Воспитатель организует мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, отвечает за методическое обеспечение воспитательного процесса.

Педагог проводит утреннюю зарядку, выводит воспитанников на прогулку и организует процесс приёма пищи, руководит творческой, коммуникативной и игровой активностью. Воспитатель специального дошкольного образования проводит с детьми обучающие занятия и анализирует их результаты.

Он может участвовать в планировании и проведении праздничных мероприятий и утренников. Педагог следит за состоянием здоровья детей и своевременно сообщает врачу об изменении самочувствия своих подопечных, взаимодействует с родителями и законными представителями дошкольников.

Специальное дошкольное образование: где можно работать?

Выпускник с профилем подготовки «Специальное дошкольное образование» может устроиться воспитателем в детский сад, интернат или центр развития ребёнка. Кроме того, педагог может работать с детьми на дому.

Особенности учебной программы

Организация специального дошкольного образования осуществляется педагогами, прошедшими обучение в лицензированных учебных заведениях. Среднее профессиональное образование по этому профилю предполагает освоение гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных предметов. Обучение заканчивается итоговой аттестацией и защитой диплома.

Во время учёбы студенты осваивают следующие предметы:

  • психология;
  • педагогика;
  • основы медицинских знаний (педиатрия, анатомия, невропатология и пр.);
  • логопедия;
  • экономика;
  • философия;
  • безопасность жизнедеятельности и др.

Полученные теоретические знания закрепляются в ходе практики. Во время обучения студент должен освоить технику общения, основы психодиагностики и методы коррекционной педагогики. Специалист обязан ознакомиться с нормативно-правовыми актами, касающимися образовательной деятельности (Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС, ФЗ-273 и пр.).

Наибольшей популярностью среди абитуриентов пользуется дистанционная* форма обучения. Индивидуальный образовательный график позволяет совмещать освоение новых знаний с работой по найму или другой формой социальной активности.

Студенту не нужно ходить в колледж, писать лекции и присутствовать на семинарах. Все зачёты и экзамены имеют форму тестов, ответы на которые принимаются в онлайн-режиме.

Дистанционное* специальное дошкольное образование стоит дешевле очной формы обучения.

Для поступления в образовательное учреждение абитуриент должен подготовить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Аттестат об окончании средней школы;
  3. Свидетельство о сдаче ЕГЭ (необязательно);
  4. Копия паспорта.

Длительность заочной дистанционной* программы СПО «Специальное дошкольное образование» составляет 3 года и 10 месяцев (на базе основного общего образования). Срок обучения может составить 2 года 10 месяцев для абитуриентов с опытом работы в ДОО от двух лет и/или имеющих право на перезачёт дисциплин.

Кто может стать воспитателем?

Итак, мы разобрались, что это за профессия – «Специальное дошкольное образование». Кому подойдёт такая работа? Безусловно, людям, которые любят детей и планируют посвятить им большую часть своей жизни. Воспитатель специального дошкольного образования обладает следующими личностными характеристиками: порядочность, тактичность, доброжелательность, стрессоустойчивость, ответственность.

Последнее качество имеет особое значение, так как педагог отвечает за жизнь и здоровье дошкольников. Иногда воспитателю приходится принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. Ему необходимы организаторские способности и умение находить общий язык с коллегами и руководителем образовательного учреждения.

Педагогу этой специализации нужно всё время расширять кругозор и заниматься самообразованием.

Профессия воспитателя имеет определённые ограничения. К работе с детьми не допускаются лица, не прошедшие медицинскую комиссию или имеющие судимости. В систему специального дошкольного образования не могут попасть граждане, состоящие на учёте нарколога или психиатра.

Что следует знать об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) перед выбором профессии

Большая часть педагогов, получивших такую специализацию, поступает на работу в детские сады, которые осуществляют дошкольное специальное образование детей с ОВЗ. Обучение детей с особыми потребностями здоровья осуществляется по программам, которые учитывают индивидуальные психофизиологические особенности.

Дошкольники с ОВЗ могут испытывать следующие трудности:

  • недостаточное развитие общей и мелкой моторики;
  • отсутствие адекватной саморегуляции;
  • нарушение речевой функции;
  • недостаточная познавательная активность;
  • полная или частичная зависимость от окружающих;
  • неумение устанавливать контакт со сверстниками.

Специальные программы дошкольного образования рассчитаны на дошкольников, имеющих нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. Воспитательный процесс, осуществляемый педагогом, может способствовать полной или частичной коррекции отклонений и облегчать социальную адаптацию «особых» детей.

По окончании учебного года педагог составляет отчёт о проделанной работе, в котором указывается общая характеристика группы, состояние здоровья воспитанников, используемые методы работы, достигнутые цели и другая информация.

Перспективы карьерного роста

Среднее профессиональное образование «Специальное дошкольное образование» даёт право работать в качестве воспитателя, помощника воспитателя, гувернёра. При наличии высшего образования можно рассчитывать на должности старшего воспитателя, педагога-дефектолога, семейного консультанта.

Со временем опытный воспитатель может занять управленческую должность и стать директором детского сада. Некоторые специалисты переходят на работу в управление образования области, города или района. Часть воспитателей становится предпринимателями и открывает частные детские сады.

*заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Источник: //pk.i-spo.ru/news/specialnoe-doshkolnoe-obrazovanie-kem-mozhno-rabotat

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: //pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Хочу работать в детском саду: куда пойти учиться на воспитателя

Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

Психологи много раз чётко объяснили всем, какую важную роль детство играет для формирования личности. Если вы чувствуете желание и силы влиять на детей на самом раннем этапе их развития — добро пожаловать в детский сад. Рассказываем, как стать воспитателем, если вы ещё учитесь в школе, выпустились из неё или (случайно) получили другое высшее образование

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Перед тем, как получать образование в области дошкольной педагогики, определитесь, чем именно вы хотели бы заниматься. Работать в группе с детьми или разрабатывать учебный план и управлять работой детского сада в целом. От этого зависит, какой диплом вам получать и сколько лет учиться.

С точки зрения закона, работником детского сада может стать любой совершеннолетний гражданин России, если он соответствует всем требованиям, прописанным в профстандарте педагога и едином квалификационном справочнике. Главное — не нарушать статью 331 Трудового кодекса (не иметь непогашенной судимости или затяжного психического расстройства).

Дальше нужно решить, каким воспитателем вы хотите стать. Они бывают двух типов.

Непосредственно работает «в поле», делает зарядку, проводит занятия (учит считать, рисовать или складывать оригами), разнимает Сашу и Дашу, следит, чтобы на тихом часе было действительно тихо — обычный воспитатель.

Имея высшее образование и проработав три года, можно стать старшим воспитателем. Он больше находится «за кадром» — разрабатывает методики, занимается планированием, отчётностью, аттестацией, закупками, проводит родительские собрания, организует мероприятия. А там до заведующего недалеко.

Куда пойти учиться

Срок обучения: 3-3,5 лет

//www.youtube.com/watch?v=NFHhjttEVo0

В некоторых детских садах при приёме на работу именно выпускникам колледжей отдаётся особое предпочтение — программа в них более подробная и практически ориентированная. Во время обучения студенты проходят практику, поэтому выпускаются не только с хорошим багажом теоретических знаний, но и пониманием, как функционрует детский сад и насколько они готовы к такой работе.

Где учат: Педагогический колледж № 15 (Москва), Колледж при МГПУ, Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга, Свердловский областной педагогический колледж.

2. Если вы выпускник или получили другую специальность — вуз по направлению «Образование и педагогическая деятельность»

Срок обучения: 4-5 лет

Хотя большинство детских садов готовы принять на работу сотрудников, у которых есть любой педагогический диплом, Управление дошкольного образования настаивает, чтобы работники детского сада всё-таки имели специализированный диплом с квалификацией «воспитатель». Такие студенты углубленно изучают методики развития именно дошкольников — это стоит иметь в виду при поступлении в вуз.

Пример названия программ с присвоением квалификации «воспитатель»: «психология и педагогика дошкольного образования», «дошкольное и начальное образование», «дошкольное образование и логопедия».

Где учат: кафедра дошкольной педагогики МПГУ, Томский государственный педагогический университет, Ленинградский государственный университет имени Пушкина.

3. Если вы педагог или получили другую специальность — профессиональная переподготовка

Срок обучения: 3-12 месяцев

Довольно часто желание работать с детьми посещает людей во взрослом возрасте, когда за спиной уже есть высшее образование или карьера в другой области.

Специально для тех, кто внезапно решил сменить направление деятельности, предусмотрены программы профессиональной подготовки на базе первого высшего. Чтобы на неё поступить, не нужно сдавать экзамены — только оплатить курс.

В сжатые (иногда даже слишком) сроки вы погрузитесь в дебри детской психологии и методик школьного образования.

Если направление вашей текущей деятельности никак не связано с педагогикой, курсы профпереподготовки должны удовлетворять следующим требованиям: быть не менее 1000 часов, а документ об образовании присваивать квалификацию воспитателя.

Где учат: Педкампус, Дошкольное образование в институте Герцена, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург).

4. Если вы педагог или получили другую специальность — специализированные курсы для монтессори, вальдорфских и английских садов

Срок обучения: 10-12 месяцев

Как правило, детские сады, в которых применяются специальные методики, частные. Главным образом потому, что подразумевают создание особой развивающей среды, выходящей за рамки государственных стандартов.

Специалистов монтессори-педагогики и вальдорфских садов готовят в специальных центрах — как в формате повышения квалификации (для тех, кто уже отучился в педагогическом вузе по специальности), так и профессиональной переподготовки (для тех, у кого первое образование непедагогическое). При выборе центра подготовки важно обращать внимание на его лицензию и аккредитацию.

Что касается работы воспитателем в частных детских садах на английском языке, в дополнение к педагогическому образованию нужно иметь высокий уровень английского — не ниже уверенного Advanced. Сертификаты о сдаче международных экзаменов, подтверждающие языковой уровень, не нужны — достаточно пройти интервью на английском и продемонстрировать свои знания.

Где учат: Международный институт монтессори-педагогики, Дошкольный Вальдорфский Центр, Центр «Монтессори-Питер», Евразийский центр монтессори-педагогики, Периодический семинар для учителей вальдорфских школ.

Убедитесь ещё раз: как понять, что вы сможете быть воспитателем

1. Не боитесь проверить себя. Можно устроиться няней или помощником воспитателя (для этого необязательно нужно педагогическое образование) и понаблюдать за происходящим со стороны. Можно пообщаться со знакомыми работниками дошкольного образовательного учреждения.

2. Готовы тратить на это много времени. Воспитатель — не та профессия, на которую все поголовно идут от безысходности или в качестве эксперимента. Чтобы работать с детьми, важно осознавать свои возможности и ресурсы, быть замотивированным и готовым к бесконечному самообразованию.

3. Соответствете требованиям. Решите для себя, в каком детском саду вам хотелось бы работать. Позвоните в него и узнайте точные требования к воспитателям — несмотря на введение единого профстандарта педагога в 2017 году, многие учреждения по-разному оценивают квалификацию кандидатов на работу.

4. Осознаёте риски. Изучите возможность профилактики эмоционального выгорания. Педагоги находятся в топе списка профессий, наиболее подверженных возникновению этого синдрома. Поэтому учиться справляться с ним нужно задолго до того, как первые симптомы застанут вас на рабочем месте.

Если вы готовы, 27 сентября станет вышем профессиональным праздником. Именно сегодня в России отмечается день воспитателя и всех дошкольных работников.

Источник: //mel.fm/instruktsii/9631475-educator_work

Профессия – воспитатель, педагог дополнительного образования

Может ли учитель со средне-специальным и высшем образованием работать воспитателем в детском саду?

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 22.08.

2017

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду.

Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Чем занимается воспитатель на работе: ✎ Ухаживает и присматривает за детьми ✎ Организовывает игры и праздники ✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности ✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла) ✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей ✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования ✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования

Работа воспитателя – это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия – для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

Плюсы

Минусы

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
  ✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
  ✔ Бывают трудные и конфликтные дети
  ✔ Чаще бывают “трудные” родители 🙂
  ✔ Приходится решать конфликты между детьми и между      родителями

  ✔ Небольшая зарплата

  ✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе      уголовная)

  ✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.

✔ Коммуникабельность

✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата

Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться

Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04). Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса. Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:

•    Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ •    Педагогический колледж “Арбат” МГПУ (бывший ПК № 9) •    Педагогический колледж “Дорогомилово” МГПУ (бывший ПК № 6) •    Педагогический колледж “Измайлово” МГПУ (бывший ПК № 8) •    Педагогический колледж “Медведково” МГПУ (бывший ПК № 14) •    Педагогический колледж № 18 “Митино” •    Педагогический колледж “Черемушки” МГПУ (бывший ПК № 4) •    Педагогический колледж № 10 •    Педагогический колледж № 15 •    Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13) •    Социальный колледж РГСУ

Где работать

Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:

✔ Детские сады (МДОУ)

✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО “Мир чудес”, Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад “Гусёнок”, Частный детский сад “Волшебный замок” и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность

Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Вернуться к списку статей

Источник: //proforientator.ru/publications/articles/professiya-vospitatel-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html

Защита Законом