Могу ли я расторгнуть контракт, если он заключён с превышением предельного возраста?

Когда и как можно расторгнуть контракт по соглашению сторон

Могу ли я расторгнуть контракт, если он заключён с превышением предельного возраста?

Статья актуальна на 20 февраля 2020

44-ФЗ по умолчанию разрешает расторгать контракт, если обе стороны не против. Расскажем, когда получится воспользоваться этой возможностью и что проверить в тексте соглашения.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

В каких случаях можно расторгнуть контракт 

Одна из сторон не заинтересована в контракте

Расторжение контракта по соглашению сторон — иногда единственный выход из ситуаций, когда одна из сторон не может исполнять обязательства.  Например, заказчику больше не нужен товар или услуги. Или поставщик не может исполнить контракт: дилер поднял цены, завод перестал выпускать нужную модель техники и т.д. 

Соглашаться или нет на расторжение — решать той стороне, которой предложили расторжение. Но не стоит надеяться, что заказчик войдет в положение и согласится провести закупку повторно — на практике такое случается крайне редко.   

Заказчик не выбрал весь объем услуг по контракту 

Такое бывает, когда заказчику просто не нужна часть товара или услуг или поставщик не успел поставить товар в оговоренные сроки, при этом сам контракт еще действует и стороны не имеют претензий друг к другу. В этой ситуации можно: 

  • расторгнуть контракт по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ), 
  • уменьшить объем услуг доп. соглашением, указав в нем объем оказанных услуг и полученную за нее сумму.

Поставщик поменял юридический статус 

Например, закрыл ИП и открыл ООО. В этом случае заказчику придется расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку на недостающий объем товаров.

44-ФЗ разрешает не менять контрагента только при реорганизации юрлица, когда к новому поставщику переходят права старого  (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ).

Так как индивидуальный предприниматель — это не юридическое лицо, то это правило на него не распространяется. 

Когда не получится расторгнуть контракт по соглашению сторон

Поставщик не исполняет обязательств

Если вы не можете исполнять контракт, а заказчик заинтересован получить оставшиеся товары или услуги, не стоит надеяться на мировую. Заказчик будет заинтересован расторгнуть контракт в одностороннем порядке, чтобы заключить контракт с участником, который занял второе место.  Закон дает такую возможность, но только после расторжения контракта по инициативе заказчика.  

При досрочном исполнении контракта

При досрочном исполнении всех обязательств контракт не расторгнут по соглашению сторон. После того как подписан акт приемки, заказчик оплачивает товары и вносит информацию об исполнении в реестр контрактов. Дополнительных соглашений не требуется.

Что делать с претензиями? 

По соглашению сторон — значит, без претензий друг к другу. Если заказчик нарушает обязательства, сначала просите уплатить пени или неустойку. Это право вам дает ч. 5 ст. 34 44-ФЗ. Как только заказчик возместит ущерб, можно подписывать соглашение. 

Что делать с тратами, которые вы понесли, чтобы поучаствовать в закупке, например, с оплаченной комиссией ЭТП — за победу, комиссии банку за банковскую гарантию или штрафом — за прекращение договора с дилером.  К сожалению, 44-ФЗ разрешает возмещать только фактически понесенные убытки, связанные с исполнением контракта. Все расходы до заключения контракта к ним не относятся. 

Грозят ли штрафы после расторжения контракта?

После расторжения контракта обязательства сторон прекращаются, но окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 4 ст. 425 ГК РФ). 

Заказчик может взыскать неустойку, пока не истек срок исковой давности, то есть еще три года с момента, когда возникли причины для начисления неустойки (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Но начислить неустойку он может только до даты, когда вы с ним расторгли контракт.

Начисление неустойки после того, как закончится срок действия контракта возможно, но при условии, что после окончания срока действия контракта не прекратятся обязательства сторон. 

Проверьте, что в доп.соглашении есть пункт о том, что обязательства сторон прекращаются.

Что еще проверить в соглашении?  

Расторжение оформляют дополнительным соглашением. Проверьте, чтобы в его тексте было указано:

  • На основании чего расторгаете контракт (это право установлено в ч. 8 ст. 95 44-ФЗ). 
  • Что стороны произвели в полном объеме поставку товара или оказание услуги (или на какие суммы стороны исполнили обязательства). 
  • Сроки прекращения обязательств. Расторгнуть контракт по соглашению сторон возможно в любой день исполнения контракта. Контракт будет считаться расторгнутым в день, когда заключили соглашение, если отдельно не было других условий (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, ч. 2 и 3 ст. 453 ГК РФ). Например, подписали 29 января 2020 и указали, что дата расторжения — 6 февраля 2020. Контракт перестанет действовать 6 февраля. В ЕИС сведения о расторжении контракта заказчик должен отправить не позже 7 февраля 2020 (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ). 

Что там с РНП?

Если контракт расторгнут по соглашению, нет риска попасть в РНП (8 ст. 95, ч. 2 ст. 104 44-ФЗ). Заказчик обязан включить сведения о победителе в РНП, только если расторг контракт в одностороннем порядке или по решению арбитража. Такая ситуация возможна, когда контрагент нарушил условия контракта. 

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1271-kogda-i-kak-mojno-rastorgnut-kontrakt

Правомерно ли отказать военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, в заключении нового контракта после достижения им предельного возраста или после окончания срока контракта, заключенного им сверх предельного возраста?

Могу ли я расторгнуть контракт, если он заключён с превышением предельного возраста?

Терехин А.М., старший помощник начальника отдела кадров 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, подполковник.

В практической работе кадровых органов часто приходится решать вопросы, связанные с заключением новых контрактов военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.

Очень часто, особенно при заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, в воинском звании “полковник” приходится сталкиваться с ситуацией, когда должностные лица, имеющие право принимать решения о заключении нового контракта, принимают решения об отказе или разрешении в заключении контракта уже после достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или после истечения срока контракта, заключенного сверх предельного возраста.

Возникает правомерный вопрос: законны ли принятые решения об отказе в заключении новых контрактов с военнослужащими после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе или после истечения срока контракта, заключенного сверх предельного возраста?

Попробуем разобраться.

Итак, п. 3 ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г.

N 53-ФЗ (далее – Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”) определяет, что с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Порядок заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, определен в ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее – Положение).

Положением установлено, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Для чего необходим столь длительный срок?

Во-первых, прохождение документов по различным инстанциям требует длительного времени, так как решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются Президентом Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности (п. 4 ст. 10 Положения), т.е. лицами, на которых возложено решение огромного количества государственных и других задач.

Во-вторых, решения о заключении новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, принимаются с учетом их деловых качеств. Для определения деловых качеств должна быть проведена в соответствии с подп. “б” п. 2 ст. 26 Положения аттестация военнослужащего. Она должна быть закончена не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы.

В-третьих, решения о заключении контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, принимаются также с учетом состояния их здоровья.

Для этого они направляются на военно-врачебную комиссию (далее – ВВК) для определения степени годности к военной службе в связи с заключением нового контракта.

И хотя Положение говорит о том, что только при необходимости указанные военнослужащие направляются на ВВК, на практике это происходит в обязательном порядке, так как вышестоящие кадровые органы не принимают документы на продление контракта без справки соответствующей ВВК.

Причем абз. 3 п. 6 ст. 10 Положения определяет, что заключение ВВК должно поступить к должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы военнослужащего.

Таким образом, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы военнослужащего у должностного лица, имеющего право принимать решения о заключении нового контракта, сроке нового контракта или об отказе в заключении нового контракта, должны быть все необходимые документы для принятия окончательного решения.

Почему законодатель установил именно такой срок (не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы)? А потому, что п. 6 ст. 34 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”, п. 8 ст.

9 Положения однозначно определяют, что командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Таким образом, военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, должен узнать о том, что ему отказано в заключении нового контракта в беседе с командиром (начальником) воинской части не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Некоторые командиры (начальники), другие должностные лица могут опровергнуть это мнение тем, что ст. 9 Положения регулирует порядок заключения нового контракта и никакого отношения не имеет к ст. 10 Положения, которая регулирует порядок заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе.

Хотелось бы напомнить, что ст. 9 Положения регулирует общий порядок заключения нового контракта (т.е. является общей нормой), а ст. 10 Положения регулирует особенности заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (т.е. является специальной нормой).

Из теории права известно, что при регулировании общественных отношений необходимо руководствоваться как общей, так и специальной нормами. В случае если общая и специальная нормы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения, то необходимо руководствоваться требованиями специальной нормы.

Отношения, не урегулированные специальной нормой, регулируются общей.

Таким образом, требования п. 6 ст. 34 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и п. 8 ст. 9 Положения регулируют порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, так как ст.

49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 10 Положения не уменьшают и не увеличивают срок, до которого командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении.

Из всего вышесказанного, по мнению автора настоящей статьи, можно сделать следующий вывод: ни один командир (начальник), в том числе и министр обороны Российской Федерации, не имеет права отказать в заключении нового контракта военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, или военнослужащему, у которого заканчивается срок контракта, заключенного сверх предельного возраста, позднее чем за три месяца до достижения предельного возраста или окончания срока действующего контракта. Кроме того, необходимо заметить, что выписка из такого решения должна поступить в воинскую часть не позднее чем за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста или срока окончания действующего контракта.

Таким образом, должностным лицам, имеющим право принимать решения о заключении нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, законодатель отвел один месяц для принятия решения и рассылки выписок из такого решения до командиров (начальников) воинских частей.

В последнее время министром обороны Российской Федерации в процессе создания нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации в отличие от установленного законом порядка большому количеству офицеров, которые достигли предельного возраста пребывания на военной службе или у которых заканчивается срок контракта, заключенного сверх предельного возраста, отказано в заключении нового контракта. Причем по многим офицерам такое решение принято намного позднее достижения ими предельного возраста или истечения срока контракта. На наш взгляд, такие офицеры могут обратиться в суд за защитой своих законных прав и обосновать свои заявления доводами, изложенными в настоящей статье.

Кроме того, должностными лицами, имеющими право принимать решения о заключении нового контракта, сроке нового контракта или об отказе в заключении нового контракта, неправильно трактуется п. 4 ст.

10 Положения о том, что такие должностные лица имеют право принимать решения о любом сроке нового контракта с военнослужащим, достигающим предельного возраста пребывания на военной службе.

Так появляются контракты сроком на один год, два года, четыре года.

Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень сроков новых контрактов в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен ст. 38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 9 Положения. В этом перечне нет контрактов ни на один год, ни на два года, ни на четыре года.

С военнослужащими, которые достигли предельного возраста пребывания на военной службе или у которых истек срок контракта, заключенного сверх предельного возраста пребывания на военной службе, возможно заключить новый контракт только на три, пять или десять лет, так как с ними не представляется возможным заключить контракт до наступления предельного возраста (они уже его достигли), на время обучения в военном учебном заведении, адъюнктуре или докторантуре и пять лет военной службы после их окончания (они не поступили в военное учебное заведение, адъюнктуру или докторантуру), а также на срок от шести месяцев до одного года (они не участвуют в боевых действиях).

Необходимо добавить, что ст. 49 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и ст. 10 Положения, регулирующие порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, по отношению соответственно к ст.

38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и к ст. 9 Положения являются специальными. Эти статьи не устанавливают иных сроков новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, по сравнению с общими нормами, установленными в ст.

38 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” и в ст. 9 Положения.

Как и в предыдущем случае, офицеры, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, которым незаконно определены сроки контрактов, отличные от трех, пяти или десяти лет, могут обратиться в суд за защитой своих законных прав и обосновать свои заявления доводами, изложенными в настоящей статье.

В заключение хотелось бы отметить, что в ст. 1 Конституции Российской Федерации установлено, что Россия есть правовое государство. Главным признаком правового государства является господство права, ограничение государственной власти, и особенно исполнительной власти, правом. Эта цель еще не достигнута.

Реальные шаги на пути создания правового государства в России встречают сопротивление в силу стереотипов мышления, сложившихся в течение предыдущих десятилетий у большинства должностных лиц и граждан.

Неуважение права должностными лицами и несоблюдение ими законов, неверие граждан в право и суд, отрицание полезности права – вот неполный перечень таких стереотипов.

Заставить должностных лиц уважать право, соблюдать законы, преодолеть в себе сложившиеся стереотипы и в конечном итоге внести свой вклад в создание правового государства в России способен каждый. Необходимо следить за соблюдением законов должностными лицами и обращаться в суд за защитой своих прав каждый раз, когда закон нарушен, пусть даже незначительно.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/28425-pravomerno-otkazat-voennosluzhashhemu-dostigshemu-predelnogo-vozrasta-prebyvaniya

Дело № не определено

Могу ли я расторгнуть контракт, если он заключён с превышением предельного возраста?

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 ноября 2011 года г. Свободный

Свободненский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего по делу судьи Венедиктова С.В., при секретаре судебного заседания Новгородской А.В., с участием заявителя Мацишиной Е.В. и представителя командующего войсками Восточного военного округа (далее по тексту командующего ВВО) майора юстиции Коротаева А.В.

, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, гражданское дело по заявлению военнослужащей госпиталя ФГУ № ОГВК ВВО МО РФ» (далее госпиталь ) майора медицинской службы Мацишиной Елены Васильевны об оспаривании действий командующего ВВО, связанных с отказом в заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе (далее по тексту новый контракт),

установил:

Мацишина Е.В. проходящая военную службу в госпитале в должности начальника терапевтического отделения, обратилась в военный суд с заявлением, в котором указала, что решением командующего ВВО от 3 мая 2011 года, в соответствии с п.

4 ст. 10 Положения «о порядке прохождения военной службы» утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (достижение предельного возраста пребывания на военной службе) ей отказано в заключении нового контракта.

Считая, что действиями командующего ВВО нарушены её права и охраняемые законом интересы, Мацишина Е.В. просила суд признать их незаконными, обязать указанное должностное лицо отменить свое решение об отказе в заключении нового контракта и заключить с ней таковой.

Мацишина Е.В. в ходе судебного заседания подтвердила изложенные обстоятельства, свои требования поддержала и при этом пояснила, что очередной контракт с ней заключен до 28 марта 2011 года – предельного возраста пребывания на военной службе.

В связи с чем, уже в октябре 2010 года она обратилась установленным порядком, по команде, с рапортом о заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе. В связи с чем, прошла ВВК и в ноябре 2010 года признана годной к военной службе.

По службе нареканий не имеет, что подтверждается получением ею дополнительной выплаты предусмотренной приказом МО РФ от 24 февраля 2011 г. № 400. То есть, по её мнению, она полностью соответствует требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Поэтому отказ в заключении с ней нового контракта, до получения ею права на пенсию, не основан на Законе.

Представитель командующего ВВО Коротаев А.В.

, действующий на основании доверенности от 1 февраля 2011 года, требования заявителя не признал и пояснил, что решение о заключении с военнослужащим нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе принимается соответствующим должностным лицом, лишь по его внутреннему убеждению. Поэтому, действия командующего ВВО не противоречат действующему законодательству. В связи, с чем просил отказать Мацишиной Е.В. в удовлетворении её требований.

Суд, выслушав мнения сторон и исследовав материалы дела, пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований заявителя.

При принятии решения суд исходит из того, что как видно из заявления Мацишиной Е.В., светокопии сопроводительного документа № ОВКГ МО РФ от ДД.ММ.

ГГГГ № № и выписки из решения командующего ВВО о заключении контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта и об отказе в заключении контракта от 3 мая 2011 года, заявителю отказано в заключении нового контракта. При этом каких-либо конкретных причин для такого отказа в решении не указано.

Как видно из справки № № от ДД.ММ.ГГГГ выданной ВВК ФГУ «№ военный госпиталь» МО РФ Мацишина Е.В. признана годной к военной службе.

Из выписки из протокола заседания аттестационной комиссии госпиталя от 29 ноября 2010 года и представления от 3 марта 2011 года видно, что Мацишина Е.В. по службе характеризуется положительно и аттестационная комиссия ходатайствовала о заключении с заявителем нового контракта, сверх предельного возраста пребывания на военной службе, сроком на год.

Далее, принимая решение по существу, суд исходит из того что, согласно п. 3 ст. 49 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положения «о порядке прохождения военной службы» утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Пункт 3 ст. 10 Положения устанавливает, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Из п. 6 этой же статьи видно, что решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.

Анализ нормативно правовых актов позволяет суду придти к выводу о том, что должностное лицо, имеющее право принимать решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, при принятии решения, прежде всего, должно учитывать деловые качества военнослужащих, их состояние здоровья и другие обстоятельства, которые влияют на качество прохождения ею военной службы и могут послужить причинами невозможности дальнейшего её прохождения.

При этом не допускается отказ военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, в заключение нового контракта без объективного установления данными лицами обстоятельств, препятствующих дальнейшему прохождению им военной службы.

В ходе судебного заседания установлено, что командующий ВВО отказал Мацишиной Е.В. в заключение нового контракта сверх предельного возраста пребывания на военной службе, без учета вышеуказанных обстоятельств и без указания конкретных причин отказа.

Изложенное свидетельствует о том, что предпринятые командующим ВВО в отношении Мацишиной Е.В. действия не в полней мере соответствуют действующему законодательству. Поэтому его решения от 3 мая 2011 года принятое в отношении заявителя следует отменить.

Вместе с тем, не смотря на то, что действия командующего ВВО по отказу Мацишиной Е.В. в заключении с ней нового контракта 3 мая 2011 года признаны незаконными суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о возложении на командующего ВВО обязанности по заключению с ней нового контракта.

При этом суд исходит из того, что принятие решения о заключении с военнослужащими, проходящими военную службу в Восточном военном округе, в воинском звании до подполковника включительно, нового контракта сверх предельного срока пребывания на военной службе, находится в исключительной компетенции командующего ВВО и при условии соблюдения им всех изложенных выше требований Закона, у суда отсутствуют основания для его (решения) корректировки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ,

решил:

Заявление военнослужащей госпиталя ФГУ «№ ОГВК ВВО МО РФ» майора медицинской службы Мацишиной Елены Васильевны об оспаривании действий командующего ВВО, связанных с отказом в заключении нового контракта о прохождении военной службы сверх предельного возраста пребывания на военной службе, – удовлетворить частично.

Действия командующего ВВО связанные с отказом Мацишиной Е.В. в заключении нового контракта о прохождении военной службы 3 мая 2011 года, признать незаконными.

Обязать командующего ВВО отменить свое решение от 3 мая 2011 года в части отказа в заключении с Мацишиной Е.В. нового контракта о прохождении военной службы и повторно рассмотреть данный вопрос в установленном законом порядке, с учетом её деловых качеств, состояния здоровья и других обстоятельств влияющих на качество прохождения ею военной службы.

Мацишиной Е.В. в удовлетворении требования о возложении на командующего ВВО обязанности по заключении с ней нового контракта, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Свободненский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий по делу С.В. Венедиктов

Источник: http://www.gcourts.ru/case/3992553

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п.п. 35 – 44) | ГАРАНТ

Могу ли я расторгнуть контракт, если он заключён с превышением предельного возраста?

Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное

35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, установленного условиями заключенного контракта.

36. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы с зачислением в запас производится по одному из следующих оснований:

– по истечении срока военной службы (часть 1 статьи 48 Закона) – не достигшего предельного возраста пребывания на военной службе и не заключившего по истечении срока контракта нового контракта о прохождении военной службы;

– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (статья 48 Закона) – достигшего предельного возраста пребывания на военной службе, в том числе и того, с которым был заключен годичный контракт о прохождении военной службы после достижения предельного возраста;

– в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт “а” части 2 статьи 49 Закона) – в случаях:

а) сокращения должности, занимаемой военнослужащим-контрактником, и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

б) при признании военнослужащего-контрактника военно-врачебной комиссией годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к службе по имеющейся военно-учетной специальности и невозможности размещения по родственной военно-учетной специальности (при отсутствии других оснований для увольнения);

– за невыполнение военнослужащим условий контракта (пункт “б” части 2 статьи 49 Закона) – не выполняющего условий заключенного им контракта;

– за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего (пункт “в” части 2 статьи 49 Закона) – совершившего указанный проступок;

– в связи с несоответствием требованиям, установленным Законом для военнослужащих (пункт “г” части 2 статьи 49 Закона) – переставшего по заключению аттестационной комиссии воинской части отвечать требованиям, установленным к военнослужащим статьей 32 Закона;

– по состоянию здоровья, в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (абзац 2 части 4 статьи 49 Закона) – признанного военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

– по семейным обстоятельствам (абзац 3 и 4 части 4 статьи 49 Закона) – подавшего рапорт об увольнении с военной службы:

а) в связи с невозможностью членов семьи военнослужащего проживать в местности, где военнослужащий проходит военную службу, и отказавшегося от перевода к новому месту службы, где его члены семьи могли бы проживать с учетом своего состояния здоровья, либо при невозможности такого перевода;

б) в связи с необходимостью ухода за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании (при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять такому члену семьи военнослужащего содержание и заботиться о нем);

в) в связи с необходимостью ухода за ребенком, воспитываемым без матери;

г) в связи с тем, что мать военнослужащего кроме него имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет и воспитывает их без мужа;

– в связи с назначением уголовного наказания в виде лишения свободы (пункт “в” части 1 статьи 49 Закона) – которому назначено уголовное наказание в виде лишения свободы;

– в связи с лишением воинского звания (пункт “г” части 1 статьи 49 Закона) – лишение воинского звания за умышленно совершенное преступление.

37. Увольнение военнослужащего-контрактника с военной службы в отставку производится по одному из следующих оснований:

– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (абзац 2 части 5 статьи 48 Закона) – достигшего предельного возраста пребывания в запасе, установленного статьей 51 Закона;

– по состоянию здоровья (пункт “а” части 1 статьи 49 Закона) – признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а также ранее признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе с исключением с воинского учета.

38. Увольнение военнослужащего-контрактника производится приказом командира части.

39. С военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы непосредственным или другим прямым начальником проводится личная беседа. В ходе беседы разъясняются основания и сроки представления к увольнению, льготы и преимущества, определяется военный комиссариат для направления на воинский учет и место жительства после увольнения, выясняются его просьбы.

Краткое содержание проведенной беседы с увольняемым военнослужащим отражается в листе беседы, который подписывается лицом, ее проводившим, и увольняемым.

Лист беседы подшивается в личное дело. Вместе с листом беседы в личное дело подшиваются:

выписка из протокола заседания аттестационной комиссии воинской части с заключением о том, что военнослужащий перестал отвечать установленным к нему требованиям;

рапорт военнослужащего об увольнении с военной службы, если для увольнения требуется желание военнослужащего.

40. Беседа с военнослужащим-контрактником о предстоящем его увольнении с военной службы проводится, как правило, в следующие сроки:

с подлежащим увольнению по истечении срока военной службы и по достижении предельного возраста пребывания на военной службе – при подготовке соответствующих документов в процессе представления военнослужащего к увольнению;

с подлежащим увольнению в связи с организационно-штатными мероприятиями – не позднее чем за месяц до представления к увольнению;

с подлежащим увольнению в отставку по состоянию здоровья в случае признания военно-врачебной комиссией негодным к военной службе – не позднее трех дней после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии;

с подлежащим увольнению за невыполнение военнослужащим-контрактником условий контракта, в связи с несоответствием требованиям, установленным законодательством для военнослужащих, а также за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, – при объявлении принятого решения о досрочном увольнении военнослужащего;

с подлежащим увольнению по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 49 Закона, – при представлении рапорта военнослужащего об увольнении с военной службы.

41. Военнослужащий-контрактник, представляемый к увольнению с военной службы по пунктам “в” и “г” части 1 и пунктам “б” и “в” части 2 статьи 49 Закона, на освидетельствование в военно-врачебную комиссию не направляется.

Кроме того, может не направляться на освидетельствование в военно-врачебные комиссии военнослужащий-контрактник, подлежащий увольнению с военной службы по истечении срока военной службы или по семейным обстоятельствам.

42. При увольнении с военной службы личные дела военнослужащих пересылаются в военный комиссариат района (города без районного деления) по избранному месту жительства.

43. Военнослужащие, уволенные с военной службы, при прибытии к месту жительства обязаны в двухнедельный срок явиться в военный комиссариат района (города без районного отделения) для зачисления на воинский учет или исключения с воинского учета.

44. С военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и владеющим одной из военно-учетных специальностей, определяющих боеспособность воинских частей (Постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 600-33), может быть заключено до 5 годичных контрактов о прохождении военной службы.

Источник: https://base.garant.ru/165328/8e1131d10a4b42bb0e1e727bdc857a69/

Защита Законом